Саму границу никто не жаловал, и путники старались обходить ее стороной. К тому же на кургане регулярно орудовали разбойники, которые нападали на купеческие повозки.
— Есть такая местная легенда, что среди прочих был разбойник по фамилии Чуркин, — рассказывает местный житель и по совместительству глава Чуриков Петр Кондрашкин. — И якобы он грабил богатых, а часть добычи раздавал бедным. Этакий местный Робин Гуд. И вроде как Чурики могли назвать в честь него. Но я что-то в это не верю. Кто будет в честь разбойника село называть?
— Это еще зачем? — искренне удивляемся и настораживаемся.
— А я читал, вас как-то в одном селе водой обливали из колодца, в честь праздника. А у нас другой обычай — из чувства гостеприимства в подвал сажать. Может быть, хотя бы на денек?
Подвалы в Чуриках знатные, из белого камня. С виду и не понять сразу, что погреб. Где-то мхом порос, где-то одуванчиками, и выглядит, словно пригорок. И таких подвалов по селу — возле каждого дома, и все, как на подбор, одинаковые, белокаменные.
— Раньше белого камня у нас было море, потому и строили, не стеснялись, — рассказывает глава села. — Пласты выходили из-под земли возле речки Кердь, там же и каменоломня стояла. Сейчас уж от нее даже основания не осталось. Зато погреба стоят как новенькие. Наследие предков.
— Постепенно село разрасталось и развивалось, — рассказывает Петр Васильевич. — И спустя два века здесь вообще было все, что нужно для современной жизни. Разве что соль была привозная. Церковный священник делал записи, в которых говорил, что в его благочинии – а это несколько сел и деревень — 78 тысяч душ мужского и женского полу! Вы только вдумайтесь. Сейчас столько не наберется, наверное, если вместе Михайлов и Скопин посчитать.
По словам местного главы, к моменту прихода большевиков Чурики всем обеспечивали себя сами: выращивали коноплю, ткали, пекли хлеб, шили шубы и валяли валенки из местной овечьей шерсти. Здесь, прямо в селе, был свой кирпичный завод, каменоломня, угольная добыча и девять мельниц, одна из которых — паровая.
— Природными благами нельзя стало пользоваться, – рассказывает местный житель. — Советская власть зарезервировала все, в том числе и угольные шахты. Нужен уголь — покупай в райторге, в Михайлове. Люди ездили за тридевять земель, хотя уголь вот он, в двух шагах лежит.
Чуриковские предприниматели, кто мог, просто покидали свои дома и предприятия. У тех, кто остался в селе, отбирали всю скотину и земли – теперь это была собственность колхоза. Вокруг Чуриков таких коллективных хозяйств образовалось сразу несколько: «Большевик», «Колхоз Калинина» и…
— … «Пообедал – посолил», — смеется Петр Васильевич. — Был у нас мужичок, он плохо выговаривал название. Его спрашивают, мол, в каком колхозе работаешь? А он и отвечает: «победал псалил». Это значит: «победа социализма». Но мы уж тот колхоз кроме как «Пообедал — посолил» с тех пор больше никак и не называли.
На вопрос о том, был ли колхоз в Чуриках богатым, глава села задумывается и отвечает так: не хуже многих, но и выше нуля никогда не прыгал. Были коровники, были овчарни, свинарники и птицеводство, выращивали зерно и картошку. На этом и заканчиваются достижения.
За время работы Петра Васильевича в Чуриках починили дорогу и провели газ, появилось одно небольшое фермерское хозяйство. А еще глава решил, что самое время восстановить разрушенный храм.
— Он ведь мне и раньше, по молодости, снился, — Петр Васильевич достает ключи и открывает двери храма. — Будто дорожки красные постелены, служба идет. Хотя я его действующим не видел никогда. Да и говорить в то время о религии было не принято. Родители у меня были не воцерковленные. И у отца в отношении детей был принцип: ни крестить, ни октябрить — пусть честными растут.
История чуриковской церкви довольно любопытна. Сперва она была, как водится, деревянной. Но в 1837 году сгорела от прямого попадания молнии в колокольню. Вновь построенная деревянная церковь простояла всего полстолетия и разрушилась сама собой. Решение о том, что здесь нужен каменный храм, было принято в 1878 году. Инициатором строительства был священник Федор Черкасов, а дело его продолжил сын — Федор Федорович. Позже, в 30-е годы, он будет расстрелян в Бутовской тюрьме.
— Вся история Чуриков и местного храма какая-то несуразная, за что ни возьмись, — отметила историк Анастасия Фетисова, которая приехала изучать историю и архитектуру церкви. – Кладка под куполом неровная, словно строители действительно впервые имели дело с подобной формой. Однако, учитывая тот факт, что купол до сих пор не рухнул, строители действительно были талантливыми. А кто расписывал стены?
— О, ребята были с фантазией, юморные очень, — смеется Петр Васильевич. — Это мне дед рассказывал, когда жив был. Шло строительство, а мальчишки приходили смотреть: рот разинут и стоят. Мастера расписывают стены. И один говорит, мол, с кого следующего святого писать будем? А другой ему и отвечает: да давай вон с того пацана, лови его! Дед испугался и дал деру, думал, что его сейчас на стропах под потолок подвесят. Вся фреска на нашем веку осыпалась, у нас на глазах. Сейчас уже и не вспомнить, где что было написано. Но вот купол помню! Там было небо и написано что-то про чудо…
Иконой той, что против пьянства была, предсказанные священником революционеры потом окно храма заткнули —– чтобы здание удобнее было обустроить под склад. Все витражи были разбиты за ненадобностью. А в храм перестали ходить люди, но стали заезжать трактора. Здесь хранили зерно и картошку. Не разрушили церковь только потому, что помещение уж больно приглянулось новой власти своей вместительностью.
Так осталась Наталья с детьми одна. Когда местные власти решили храм в зернохранилище превратить, она пошла подписи собирать, чтобы хоть один престол оставили для служения. А потом привела к сельсовету сход из 200 человек. И спустя немного времени забрали ее в тюрьму в Скопин, а потом перевели в Бутово, где 14 сентября 1937 года расстреляли.
— Забирали ее из дома энкаведешники, все там перерыли, письма контрреволюционные искали, — говорит Петр Васильевич. — Боялись власти таких, как она, кто вокруг себя людей собрать может. В этот раз она 200 человек привела к сельсовету, а в следующий раз армию наберет?
Все дети Натальи выжили и уехали жить в Литву. А сама она уже в новейшей истории России была канонизирована. Так что в Чуриках теперь есть своя святая. Да и храм силами прихожан постепенно восстанавливается.
Ключ от двери в мир позднесоветской жизни Петр Васильевич достает из тайника возле стены. Коридор устлан линолеумом, но пол под ним давно сгнил и ступать нужно аккуратно. Внутри — исключительно «конторский» запах, этакая смесь сырости, старости, бумаги, канцелярских чернил и кожаных переплетов.
— Труженики района! Боритесь за высокую эффективность и качество общественного производства! — декламирует глава лозунги с листовок. — Совсем недавно все это было так важно: планы, таблицы, «пятилетку за два года»… Вот она, мощь Советов. Догнивает…
Даже старожилов здесь почти не осталось, вот и приходится Петру Васильевичу гостям байки со слов стариков рассказывать.
— Вот вы сейчас уедете, а я один останусь. Но вы еще приезжайте. Обязательно приезжайте еще…
… Петр Васильевич угощает нас в дорогу садовыми душистыми яблоками и долго машет рукой вслед. Закат близится, а у него еще много дел – проверить и закрыть на замок двери каждой истории, которыми он сегодня поделился с нами.
Засечную черту преодолела Дарья Копосова
Фотографировала Мария Илларионова
Путь прокладывала Наталья Кратенко
Подробнее на Ya62.ru
На ya62 опубликовано 29 октября 2021.