На всякое семя — свое время


Клодт фон Юргенсбург М. К. На пашне. 1871
Русский музей, Михайловский дворец. Клодт фон Юргенсбург М. К. На пашне. 1871

Очень внимательно относились к срокам начала весенней пахоты. Считалось, что земля должна просохнуть так, чтобы не резалась пластами, а рассыпалась под сохою; но она не должна была еще успеть затвердеть настолько, чтобы соха не могла ее взять. Нужный момент — «спелость» земли — определяли так: взяв в горсть землю и крепко сжав ее в кулаке, выпускали. Если рассыплется при падении, значит, уже готова для пахоты; если упадет комком,— еще не поспела! При определении сроков пахоты, как и начала других работ, прислушивались ко мнению односельчан, наи­более опытных и славившихся добрым чутьем в хозяйстве. Это были та­лантливые в своем деле люди, способности которых никогда не оставались незамеченными в деревне.
Если земледелец поторопится и начнет пахать очень сырую землю, он, как правило, получает плохой урожай. Дело в том, что от сырой обра­ботки зарождается в большом количестве трава, которую крестьяне назы­вали «метлинником» (за сходство с метлою). Об этой угрозе напоминала каждому земледельцу и широко бытовавшая пословица: «Посеяли хлеб, а жнем метлу да костру», имевшая, разумеется, и не только прямой смысл. Более того, крестьяне считали, что от преждевременной пахоты земля бы­вает испорчена надолго, иногда и двух лет бывает мало, чтобы исправить ее даже большими усилиями. Сырые пласты, высушенные весенним вет­ром, делались твердыми, как камень, даже дожди размачивали их не ско­ро. Почва в этих крупных комьях выветривалась и лишалась плодород­ности.
Но у каждой почвы были еще и свои особенности, которые надо учитывать, обрабатывая землю. Глинистые почвы поднимали после дож­дей, дав им лишь немного просохнуть (в засушливую пору могут образо­ваться крупные пласты); осенью вспахивали с таким расчетом, чтобы зимние морозы разорвали глыбы, а весенние воды потом размочили; пласты на плотных глинах делали узкими. Песчаные поля пахали в сырую погоду, отвалы делали широкими; если поле имело наклон, пахали поперек косого­ра, чтобы пласты держали воду, и т.д.
Существовали два основных вида пахоты. Первый — когда пахали косулей или сохой «в свалку» (иначе это называлось «поле во гряды па­шут»), то есть получались довольно частые и глубокие борозды с одинако­вым наклоном двух сторон. Так пахали, стараясь делать борозды как мож­но прямее, в сырых местах, где был необходим сток воды по бороздам. Другой вид — «развал», когда косулей или сохой рассекали каждый уже отваленный пласт. Этот способ применяли обычно на более ровных масси­вах пахоты. Одновременно особенности обработки почвы соотносили с ха­рактером культур, которые предполагалось высевать на этом поле (Индова, 1969, 36—38; Булыгин, 1969, 47; Милов, 1985, 77; Федоров, 51; Селиванов, 35; Даль, II, 322).
Советский историк Л. В. Милов, знаток земледелия XVIII века, вы­явил по источникам этого времени поразительное многообразие в примене­нии количества и характера вспашек по разным районам и различным культурам нечерноземной части Европейской России. По его наблюдениям, широко была распространена двукратная вспашка — «двоение». Простей­ший ее случай, когда сначала в июне запахивали в землю вывезенный на паровое поле навоз, бороновали и оставляли преть почву с навозом; а вто­рой раз пахали и бороновали во второй половине лета уже под сев озимых (то есть тех хлебов, семена которых зимуют в почве).
Косуля
— тяжелая соха, переходная форма к плугу, с одним лемехом, с отре­зом и отвалом (полицею). Был разработан и облегченный тип косули, с которым могла справиться женщина. По мере развития отходничества мужчин на промыслы этот тип косули получил распространение в Костромской, Ярославской, Московской, Владимир­ской и других губерниях.
Но применялась и двойная вспашка яровых (то есть тех культур, которые сеяли весной и убирали в конце лета). Делать первую пахоту под яровые надо было рано и вскоре повторять ее. О крестьянах Переславль- Залесского края писали в 60-х годах XVIII века: «В апреле месяце по соше­ствии снега сперва землю вспашут и заборонят, и так оная под паром бы­вает не более 2 недель. Потом сию землю вторично вспашут и тот яровой хлеб, а также льняное и конопляное семя сеют и заборанивают». Такую двукратную вспашку делали здесь не для всех яровых: под овес пахали один раз и бороновали.
Во Владимирской губернии под яровые «двоили» лишь там, где почвы были песчаными. В Кашинском уезде Тверской губернии дву­кратно пахали под яровую пшеницу, ячмень, овес, гречу, лен. В Кашир­ском уезде (Тульская губерния) «двоили» под те же культуры (кроме овса), а «под рожь по большей части однажды только пашут и боронят». В Курской губернии дважды пахали под яровую пшеницу, мак, просо, ко­ноплю, лен.
Понятие «двоение» относилось, как правило, к пахоте до посева. Заделка же семян была уже третьей обработкой почвы. Для «умягчения» земли применялось выборочно и «троение» — троекратная пахота до сева. Заделка семян (запахивали сохою и заборанивали) была при этом четвер­той обработкой поля. В Вологодской губернии «троением» достигалось существенное повышение урожайности (рожь давала при этом сам-10, то есть урожай в 10 раз превышал количество семян). Поля очищались от сорняков. В других районах «троили» в зависимости от почвы: иловатую и глинистую или песчаную землю. В иных местах троекратно пахали выборочно — лишь некоторые культуры. В Новоторжском уезде, например, под рожь и овес «двоили», а под прочий хлеб «троили». При применении двойной вспашки на ровных черноземных полях один раз шли вдоль поля, другой раз — поперек.

Крестьянин за работой. Рисунок XIX в.
Крестьянин за работой. Рисунок XIX в. Из книги «Мир русской деревни»»

Заделка семян не всегда осуществлялась запахиванием в сочета­нии с забораниванием. Запахивали семена плугом или сохою, когда стре­мились заделать их поглубже. Глубокая заделка семян на некоторых видах почв давала хорошее укоренение, сильный стебель и колос. Но излишнее заглубление при крепкой и иловатой земле могло погубить семена. В таких условиях крестьяне лишь заборанивали семена.
Обширным набором практических знаний владели крестьяне для определения сроков сева. Они учитывали, какая степень прогрева почвы и воздуха благоприятна для каждой культуры. Определяли это, в частности, по стадиям развития других, дикорастущих и домашних растений. Береза станет распускаться — сей овес; зацвели яблони — пора сеять просо. Яч­мень начинали сеять, когда зацветет можжевельник. А время цветения можжевельника нужно было определить, ударив по кусту палкой: цвет летел с него в виде светло-зеленоватой пыли. В зависимости от погоды это случалось вскоре после середины мая либо в начале июня. Поздний сев ячменя делали, когда цветет калина.
Определителями служили также животные: многолетний опыт показывал, что определенные стадии в их годичных циклах происходят в условиях, подходящих для сева той или иной культуры. Знаком для сева того же овса служило начало кваканья лягушек или появление красных «козявок» в лесу у корней деревьев и на гнилых пнях. Начало кукованья кукушки считалось сигналом для сева льна (на огнищах сея­ли раньше этого срока). Коноплю сеяли, когда начнет ворковать гор­лица.
Помещик А. И. Кошелев писал о такого рода приметах в середине XIX века: «Настоящий хозяин никогда не пренебрегает подобными обы­чаями насчет времени посева хлебов. По собственному опыту знаю, что в этом деле, как и во многих других, велика народная мудрость. Не раз случалось мне увлекаться советами разных сельскохозяйственных книг и сеять хлеба ранее обычного времени, и всегда приходилось мне в том раскаиваться».
Важно было крестьянину учесть и совсем другой фактор: особен­ности развития сорняков, которые сопровождали в данном месте опреде­ленную культуру. Знали, например, что на поле, засеянном в сырую погоду, раньше злаков всходили костер и куколь. А при посеве в сухую погоду — хлеб опережал сорняки. При позднем севе озимых подстерегала новая опасность: рожь летом забивалась сорняком — «метлою».
Со сроками сева озимых вообще забот было немало. Для каждого района, а местами и для отдельного склона и низинки, прикидывали этот срок для конкретной культуры так, чтобы растение благополучно перези­мовало: успело до снега и морозов взойти, но не слишком вырасти. Лучше выдерживали зиму всходы, давшие только один коренной листок, в других случаях — 1-3 листочка.
Если при пахоте и севе земля из-за засухи не могла быть хорошо разрыхлена, но вскоре прошли дожди, то поле снова перепахивали и боро­нили. Это называлось «ломать». «Ломать» можно было только в том слу­чае, если зерно, хоть и дало уже росток, но не взошло на поверхность. Осо­бенно необходимым считалось «ломать» тогда, когда проливные дожди сильно размочили верхний слой пашни, и он, высохнув на ветру, превра­щался в гладкую твердую корку, сквозь которую трудно пробиться рост­кам. В этом случае крестьянин нередко делал уже пятую (!) обработку пашни в ходе весенних работ: троил до сева, потом запахивал и забора­нивал зерна, а затем «ломал» для прохода семян.
Время на все это весной было ограничено — нельзя ведь опоздать со всходами, не успеет созреть хлеб к сроку. Поэтому в некоторых местах первую пахоту под яровые делали осенью; весною только перепахивали — «двоили» поперек осенней пахоты, а иногда и «троили» — опять вдоль. По­том сеяли, запахивали посеянное, а, если понадобится, еще и «ломали». Но пахота под яровые с осени не на всякой почве давала хорошие результаты. В Рязанской губернии, например, самые наблюдательные из крестьян замечали: земля, вспаханная под овес с осени и пролежавшая после овса год под паром, дает затем меньший урожай ржи, чем та земля, которая не была никогда вспахана с осени.
В крестьянских хозяйствах постоянно применяли удобрения. В сро­ках вывоза и разбрасывания навоза учитывали особенности ярового и ози­мого поля, наилучшее сохранение свойств удобрения, в том числе влажнос­ти его.
Лучшими видами навоза считались овечий, коровий и козий. От­мечали, что хорошо удобрял землю навоз годовой выдержки. Обычно вы­возили 30—40 возов на десятину. Но под коноплю, пшеницу, просо и яч­мень вывозили и много больше. Конский навоз считался «горячим», его старались сочетать с коровьим. Свиной вносили на хмельниках и огоро­дах, больше под посадку лука и чеснока; куриный помет разводили водою и вносили под овощи и просо.
По возможности, не вывозили навоз под снег — знали, что в засы­панных снегом грудах сохраняются семена сорняков и весной обсеменяют поля. Завезенный же по снегу и долго остававшийся в поле навоз, как счи­талось, сильно терял свою влагу — вымерзал. Поэтому вывозили обычно ранней весной: разбрасывали, как только вскроются поля, и тут же запахи­вали — «дабы не потерять ему силы». Запахивали навоз очень тщательно: если какие-то пласты остались незакрытыми, засыпали их землей грабля­ми.
Крестьяне Центральной России применяли в качестве удобрения также золу (особенно на глинистых почвах), болотный ил, лесной перег­ной. Местами «почиталось за правило золить поля, засеянные просом, яч­менем, гречихой и овсом» (Селиванов, 35—38; Кошелев, 153—154; Ин- дова, 1969, 35—36, 41—43; Мордвинкина, 330; Даль, II, 323).

«Мир русской деревни» М.М.Громыко. Москва. «Молодая гвардия» 1991 г

Не нравитсяТак себеНичего особенногоХорошоОтлично (6 голосов, в среднем: 4,83 из 5)
Загрузка...

Оставьте комментарий