Рождение ребенка

Крещение
На Руси с давних пор было принято торжественно отмечать рождение ребёнка, крестины, именины, свадьбы и другие события.
Рождение ребёнка в любой семье – всегда праздник. В царских, боярских или крестьянских семьях появление на свет сына или дочери всегда связывалось с продолжением рода. И это понятно. Ведь рождение будущего мужчины – это появление нового помощника в хозяйстве, в нелёгком крестьянском труде.
В день рождения младенца молодые родители обычно получали от гостей подарки, часто деньгами. Это соблюдалось не только у бедных, но и у знатных и зажиточных семейств. Если это происходило в боярском доме, то родителям давали в качестве подарка по золотому. После родов сразу же спешили крестить младенца, чтобы поскорее обрести ему ангела-хранителя.
Чаще всего крещение происходило на восьмой день, но иногда случалось и в сороковой, так как эти числа напоминали в младенческой жизни Иисуса Христа события обрезания и сретения. Имя ребёнок получал по названию святого, память которого отмечалась в день крещения. Обряду крещения в обязательной форме следовали все сословия, крещение происходило только в церквах, дома же крещение разрешалось только в связи с болезнью или крайней слабостью новорожденного. При этом домашнее крещение должно было совершаться не в той комнате, где происходили роды, так как та комната долгое время считалась осквернённой.
При крещении необходимо было иметь крестных. Обычно выбор крестного падал на духовного отца или родственника. При крещении на младенца надевали медный, серебряный или золотой крестик (смотря по состоянию семьи), который на нём оставался всю жизнь. Крест не полагалось снимать даже на короткое время, так как во время отсутствия креста терялась защита от бед и напастей. Сразу же после крещения, в тот же самый день, организовывался крестинный стол. Созывали родственников и знакомых, по случаю рождения ребёнка было принято кормить и угощать нищих.
Торжества по поводу крестин устраивались и в царских семьях. Царь в день крещения давал великолепный обед для патриарха, духовных и светских властей, сановников и приближенных. После завершения праздничной трапезы высшее духовенство благословляло новорожденного, а представителя светской власти подносили ему богатые подарки.
В царском быту крестины являлись единственным днём, когда царского наследника до совершеннолетия показывали людям. После он уже воспитывался вдалеке от народа в глубине царских хором. Крещение царского отпрыска не ограничивалось только одним крестинным столом. По большим и малым городам Руси ездили специальные чиновники с грамотами, возвещавшими о рождении царского детища. Со всех монастырей спешили в столицу подарки, тем же, кто скупился, замечали, что они мало жалуют добра новорожденному из царского дома.
В день рождения наследника царь по традиции оказывал милости своим подданным, прощал виновных, отменял смертные казни, объявлял амнистии.
Поскольку духовное всегда считалось первичным по отношению к физическому, то это положение переносилось и на день рождения. Все последующие дни рождения оставались незаметными, и о них никто не вспоминал. Зато день ангела или именины праздновался в каждой семье ежегодно с обязательным посещением церкви.
В царском быту существовала традиция в день именин государю выходить из церкви после литургии и раздавать из своих рук именинные пироги. Совершеннолетний царевич от себя раздавал именинные пироги, а в день именин малолетнего царевича или царевны, от их имени раздавал пироги царь.
Раздача пирогов почиталась необходимым условием каждого именинника. Если боярин или другой подданный был именинником, то обязан был являться к царю с пирогами. Царь принимал пироги и поздравлял его с днём ангела. Дарение подарков в царской семье из традиции перешло в закон. Все торговые люди, купцы были обязаны подносить царю подарки, которые отсылались на казённый двор, а оттуда передавались всем желающим. Нередко случалось, что купец покупал на казённом дворе ту самую вещь, которую когда-то подарил царю и теперь подносил её в качестве подарка государю во второй раз. Во время празднования за столом гости пели многолетие имениннику, а по окончании торжества царь иногда со своей стороны одаривал гостей.
У русских людей долгое время существовал обычай иметь кроме христианского имени своё, другое некрещенное имя или прозвище. Корни этого обычая уходят во времена многочисленных удельных княжеств на Руси. Князья, кроме крещеного имени, всегда имели ещё княжье, старославянское имя и больше были известны под этим именем. Приверженностью к старым именам подчеркивалась связь с древними славянскими родами, принадлежность к которым почиталась за великую честь.
Побочные имена или прозвища были даже у священников. Иногда человек имел три имени: прозвище и два крещеных имени, одно их которых было местным, оно было известно только тому, кто его носил и ещё самым близким. Это делалось для того, чтобы, как считалось по древним поверьям, недоброжелатели не могли легко сглазить человека или нанести ему вред, если они знали подлинное имя человека. Поэтому на людях прикрывались двумя именами, скрывая настоящее. Случалось даже, что только после смерти на погребении узнавали настоящее имя человека, зная его при жизни под другим именем. Бывало и так, что крещеное имя менялось по воле царя. Например, девицу Марию Климову, взятую в царский двор с намерением сделать невестой царя, переименовали в Анастасию. Но когда царь не захотел на ней жениться, то она снова стала Марией. Часто цари давали почетные прозвища людям, эти прозвища оставались с ними до самой смерти и в дальнейшем переходили в потомство как фамильные имена.
У крестьян тоже часто были помимо имён ещё и прозвища, которые на селе были лучше известны, чем само имя. Обычно прозвище присваивалось за какую-либо яркую, отличительную черту характера человека. Точные и меткие прозвища сразу же говорили о главной черте характера крестьянина. И только в семье дети, жена и домочадцы называли человека по его крещеному имени.

Олег Полонский
Не нравитсяТак себеНичего особенногоХорошоОтлично (Еще никто не голосовал)
Загрузка...

Оставить комментарий