Музыка на Руси

В.М. Васнецов. Гусляры 1899 г.
С самых древних времён на Руси ни один праздник, ни одно гулянье, ни одна вечеринка или деревенские посиделки не обходились без задорной музыки, задушевных песен и весёлой пляски. Эта добрая традиция сложилась ещё в дохристианские времена и переходила из поколения в поколение. Наши предки славяне в качестве первых музыкальных инструментов сначала использовали деревянные трости и рога домашних животных. Поэтому дудка и рожок получили широкое распространение по всей территории славянских поселений. Без них не обходилось ни одно празднество. Не одно столетие эти незатейливые инструменты звучали на древнеславянских торжествах и веселили народ.
Значительно позже появилась жалейка и свирель, а спустя ещё некоторое время – волынка, гудок, ложки, балалайка и гусли. Дудка была самым распространённым инструментом среди пастухов, на Украине её называли сопелкой. Сюда же можно отнести и рожок, который в руках хорошего музыканта иногда мог заменить такой профессиональный инструмент, как кларнет.
Гусли - лицевая и оборотная сторона. Новгород
Жалейка или сопелка представляет собой двойную дудку и издаёт сиповатый голос. Рог делается из двух деревянных стволов, похожих на военные трубы. Рог использовался в основном во время охоты как сигнальный инструмент. Он издавал мощный и протяжный звук, который хорошо был слышен на дальние расстояния.
Одним из самых древних музыкальных инструментов на Руси считается свирель. По преданию её изобрёл языческий славянский бог Пан. Долгое время свирель употреблялась в основном пастухами на Украине, а потом широко распространилась по всей территории Руси. Свирель часто была незаменима на различных пирушках и ярмарочных праздниках. И, конечно же, трудно представить наших предков без такого инструмента, как гусли. Прообраз гуслей был известен в глубокой древности. Ещё в библейские времена, по преданию, израильский царь Давид играл на кифаре (старинный музыкальный щипковый инструмент) и услаждал своей игрой слух своих подданных. На Руси гусли были двух видов: крыловидные и шлемовидные. Имели они соответственно 55 и 66 струн. Под звуки гуслей древние сказители обычно рассказывали былины, сказки или народные предания.
Скоморохи-музыканты. Художник Б.МессерерСкоморохи,
русские средневековые актёры, бывшие одновременно певцами, плясунами, музыкантами и авторами большинства исполнявшихся ими словесно-музыкальных и драматических произведений. Возникнув не позже середины 11 в., скоморошество достигло расцвета в 15-17 вв., а в 18 в. постепенно угасло, передав некоторые традиции своего искусства балагану, райку. Репертуар С. включал шуточные песни, драматические сценки, социальную сатиру – “глумы”, исполняемые в масках и “скоморошьем платье” под аккомпанемент домры, волынки, бубна. Выступая на улицах, площадях, С. непосредственно общались со зрителями, вовлекали их в свою игру. В 16-17 вв. С. объединялись в “ватаги”, доходившие до 70-100 человек. Нередко подвергались гонениям со стороны церкви и гражданской власти. В 1648 и 1657 были изданы указы о запрещении скоморошества (иногда С. продолжали выступать во время народных праздников).
Большая советская энциклопедия (в сокращении).
После принятия христианства на Руси отношение к народной музыке изменилось в худшую сторону. Музыканты и скоморохи стали преследоваться духовенством как рассадники бесовских игрищ и забав. Разрешалась только военная музыка, да музыка на свадьбах. Во всех остальных случаях всякая игра на любых музыкальных инструментах категорически запрещалась. Постепенно это привело к тому, что простой народ стал чураться музыки, боясь нечистой силы, будто бы кружившейся во время игры. Сами музыканты и весельчаки-скоморохи считались служителями демонов и жестоко преследовались. Скоморохов почитали за продавших душу дьяволу, а тех, кто раскаялся, долго не допускали в церковь и назначали им искупительные наказания. Так продолжалось много лет. Конечно, музыканты продолжали существовать и веселить народ, но каждую минуту они могли поплатиться за своё искусство.
Всё резко изменилось с приходом к власти Петра Первого. Молодой царь, любивший веселье и широкое застолье, благоволил к музыке и песням. Он сумел развеять мрак невежества убеждением, что музыка возвышает чувства, смягчает грубость нравов, доставляет невинное удовольствие. Музыканты вздохнули спокойно, и с тех пор музыка в России быстро стала развиваться и совершенствоваться.
В течение 17 столетия появляются новые музыкальные инструменты, заимствованные из-за границы: барабан, литавры, варган. Все они быстро прижились и с успехом использовались как в военной музыке, так и среди простого народа. Вот только варган, пришедший из Польши, имел “аристократическую” судьбу и не был признан в народе. Варган означает испорченное слово орган, введённый католической церковью при богослужении не ранее 4 века. Органы прошли свой путь развития и из духовного преобразовались в танцевальные и застольные инструменты, от которых в дальнейшем пошли клавиры и клавесины.
Во время царствования императрицы Екатерины II в России появляется кавалергардская музыка или иначе трубачи. Широкого распространения они не получили и дальше гвардейских полков были не известны. А вот император Павел I, любивший всё военное, приказал ввести военные оркестры во всех без исключения полках. Для этого сразу же потребовались подготовленные музыканты, которых готовили специальные заведения. Трубачей было мало, и каждый человек, умевший играть, мог запросто попасть в военный оркестр и получать неплохое жалованье. Традиция иметь военный оркестр в армии настолько прочно вошла в жизнь, что и по сей день военная музыка звучит во многих российских полках и дивизиях.
Деревенская вечеринка. И.М. Никифоров. 1960-у гг. г.Пушкино, Московская обл.
Что же касается простого народа, то музыка, зародившаяся с языческих времён, продолжала жить в селениях и деревнях. Ни гонения на музыкантов и скоморохов в допетровские времена, ни церковная пропаганда, направленная против распространения музыки среди населения, не могли искоренить любовь к весёлым играм, пляскам и песням под звон бубна, звуки свирели и игру баяна. К тому же музыка служила не только целям развлечения. Песни и музыкальное сопровождение были неотъемлемой частью народных обрядов, связанных со свадьбой, с похоронами, с исполнением культовых обрядов. Каждый обряд проходил под строго определённую музыку и ритуальные песни и пляски. Из поколения в поколение передавались песни обрядовые, святочные и хороводные, уличные и праздничные. На Руси чтили традиции и бережно хранили накопленное веками песенное наследие.
Помимо народной музыки с появлением на Руси христианства стала развиваться и церковная православная музыка. В основном она представляла собой хоровое пение и входила во все виды богослужения. Церковная музыка пришла к нам из Византии. За долгий путь развития она приобрела свои специфические черты, свойственный Русской православной церкви. С годами появились даже композиторы, которые писали только церковную музыку, основываясь, конечно, на древней православной традиции.
Сегодня народная музыка сохранилась в основном в виде частушек, куплетов и народных танцев.

Олег Полонский
Не нравитсяТак себеНичего особенногоХорошоОтлично (Еще никто не голосовал)
Загрузка...

Оставить комментарий