Обереги, народные целительства, заговоры (ч. I)

Январь-март

 

Согласно представлениям знахарей, колдунов, ведунов и ведуний, невидимый мир вокруг нас населяют доброжелательные и недоброжелательные существа. Против недоброжелательных сил используются традиционные средства – обереги, они бывают предметные (из металла, камня, кожи, ткани с вышивкой) и словесные (заклинания, ритуальные песни, заговоры). Оберегами могут быть также сложные обряды и празднества. Преданные древним обычаям люди сумели сохранить и донести до наших дней таинственное и глубокое знание оберегов.
На каждый месяц года и, особенно в определённые дни, связанные с тем или иным событием в жизни древних поселян, приходятся специальные обереги, заговоры и обряды.

Январь
2 января – оберег дома
Хозяйка утварь домашнюю: кринки, квасники, ладки, и, прежде всего – горшок щаной трет березовым веником, соскребает сажу, накипь, заговаривая при этом:

Горшок щаной,
всякая кринка и ладка,
не держите пустокормицы,
а посядни, как держали сыть,
так и держите!

4 января – узорорешительница
Дарят полотенца с обережной вышивкой – матерью-сырой-землей.
Заговаривают зыбку:

Сосна рудовая,
рудовая-медовая,
ты деток зыбай,
а полуночницу – из избы
да во глухие леса гони,
Ты деток баюкай,
а криксы-ночницы
гони от оконницы,
от нашей околицы
во глухие леса!

7 января – рождество
Готовят кутью – обрядовую еду.

Кутья уродилась – и день уродился.
И год в гору покатился.

Ждут восхода солнца. Глядят, как “играет” оно. Перед Рождеством хозяйка окунает веник из крапивы в лохань, обдает кипящей водой из чугуна, метет избу со словами:

Ты, беда, к бабьему куту не приволакивайся,
у порога не корчись,
у избы не зыкай

Под Новый год был обычай спутывать ножки стола. О столе говорили так: В дом пришел – всех вокруг себя собрал.
За столом собиралась вся семья. Новогоднюю кутью хлебать, и ребятишки лезли под стол, лыковой веревкой ножки стола связывали, чтобы и старые, и малые – все за этим столом в будущем году собирались, бедой бы не разлучались.

14 января – васильев вечер
Дети обсыпают зерном домочадцев на долгий век, на здоровьице, на житье-бытье:

Ново счастье, уродись,
с земли хлебом подымись!

19 января- крещение
С Крещения до Масленицы время свадьбам. Выжигают новый крест на дверной притолоке, говорят:

Да будет с нами крестная сила,
Свете Тихий,
Мати Пресвятая Богородица.
Аминь!

25 января – бабий кут
О рожденной в этот день говорят: “Татьяна и каравай печет, и половики
на реке бьет, и хоровод ведет”. Заботятся о бабьем куте, по нынешнему – о кухне, чистоту утворяют.

Февраль
1 февраля. Макар валенком раздувает самовар
Поутру – целительный чай. Вот травы, которые держат здоровье: ромашка особо почитается как дающая теплоту и покой желудку; вероника головные боли отводит; земляники листья силы дают; липовый цвет вселяет в души радение о близких.
Зверобой при всяких недомоганиях малой толикой пьют, эта трава от 99 болезней. Душица, примечено, ум яснит. Золототысячник тягу к жизни укрепляет.

8 февраля. Федор-студит
Покойники по земле тоскуют. Надобно на загнетку золы насыпать, путь заступить сирым ознобным душам. Над золой говорить:

Не ходите во двору,
души сиротские!
А подите на западну сторону,
Тамотко вам вечное радование.

9 февраля. Наслушивают огонь
Федор-студит без разбора знобил, в квашне спорынью унял. Потому большуха наслушивает русскую печь, когда поленья огнем занимаются:

Матушка-печонька,
зябость с мово тела сыми,
шесточной ометалочкой поты мытарные
с мово тела сгони.
Как золе на поду
не избыть пылу,
так и мне на людском толоку
не избыть бы тепла-живота.

10 февраля. Именины домового
Домовой – это добрый дух дома, хранитель хлебного духа в печи, ревнитель того, как хозяйка дом обихаживает, лучину подлаживает, деток наставляет, обряды старины соблюдает. Варят пшенную кашу на молоке, утворяют медком, зовут:

Батюшка домовой,
хозяин заревой,
приди мово угощеньица откушать,
сядь рядком,
поговорим ладком!

Март
1 марта. Верба-целительница
Издавна было примечено, что верба избавляет от многих бед и болезней. О сохранности рода, о чистоте помыслов и духа заботились наши предки в это предвесеннее время. Всего-то надобно три веточки вербные, чтобы из дома отогнать нечистую силу. С научной точки зрения верба дезинфицирует стены нашего дома. Боли наши, поты и худые дыхания от прошедших болезней – все впитывает в себя вербная живая кора.
А коли вербными ветками обмести стены дома, вымести пол, то вы будете
очень удивлены: сколько сору найдется! Ежели побывал в вашем доме черный завистник и оставил он непременно для вас пагубный сор, то веточки вербы не упустят насылаемых на вас напастей. Надобно лишь, собрав сметье (мусор) ввечеру, сожечи его по-за двору,
чтобы на все четыре стороны пепел ветром катило.
Коли поразмять веточку вербы, то в ладонях останется целительная влага. Прислоните ладони к лицу – и сойдут старушечьи дряблости с кожи, разгладятся морщины.
Можно размять ветку вербы и, если болит голова, повязать ее платком, под который положить размятую веточку. Очень скоро вы почувствуете, как отступает тягота, возвращается к голове ясность.
Если впрок насушить коры вербы, то сбор этот станет целительным лекарством. При худосочии, желтухе, болезнях селезенки отвар из коры вербы – одно из главных средств, которое бы присоветовала больному бабка-травница.
Готовят отвар так. 1 чайную ложку коры варят, залив 1,2-мя стаканами воды. Варят 10 минут. После процеживают и пьют отвар глотками в течение дня. Такое лечение приносит добрые результаты.
Вербное воскресенье.
В вербное воскресенье вспоминают один из дней жизни Иисуса Христа, когда он верхом на молодой ослице въехал в Иерусалим, и весь город вышел ему навстречу.
Люди устилали путь Иисуса пальмовыми ветвями и приветствовали его возгласами: «Осанна!» – так обращались только к царю. Причиной всеобщего ликования стало чудо, которое Христос совершил накануне, воскресив Лазаря.
Однако торжество входа в Иерусалим было одновременно и предвестьем страданий Иисуса – он был распят и воскрес, искупив тем самым грехи людские. Поэтому неделя от Вербного воскресенья до Пасхи называется Страстной – в память о последних днях земной жизни и смерти Спасителя.
При недомоганиях носоглотки, в том числе и кровотечении из носа, кору вербы высушив и мелко истолчив, полезно давать больному вдыхать порошок. А лучше всего закапывать по капельке сока, выжатого из коры, в нос. Отечность, вызванная частыми простудами, быстро исчезает.
Бывает, одолевает наши ноженьки ходьба. И тягота в них страшная, и гудение, и моченьки, кажется, не сыскать, чтобы перенести эти боли. А то хуже – набухают вены, выпирают взгорбленно, уязвимо, как реки из русла выходят. И тут подмогой станет кора вербы. Впрок насушенная, она поможет нам. Возьмем горсть коры, заварим в ведре крутым кипятком, дадим настояться. А после, когда настой поостывать будет, станет терпимо горяч, опустим в него наши больные ноги и будем держать их там, пока вода не остынет. Насухо протрем ноги, наденем плотные хлопчатобумажные тонкие чулки. И спокойно ляжем отдыхать. Повторим процедуру на следующий день. Не станем выливать вербный настой из ведра. Подогреем его. И так можно еще раз, третий, воспользоваться приготовленным вербным настоем. Далее надобно повременить три дня, сделать перерыв, а после вновь повторить лечение, сызнова заварив кору вербы. Весь курс следует рассчитать на три недели.
В Вербное воскресенье поутру хозяйка шла к скотине и, ударяя вербой по ногам, по бокам, по хребту, приговаривала: “Не сохни, как верба не сохнет, Богом данная скотинка!” И так три раза.

4 марта. Внешние обереги
Помни: кинешь хлеб-соль по-за себя, он в горький час окажется спереди.
Добро Богу угодно, а зло противно.

27 марта.
Когда шла хозяйка корову доить, то надобно было обережное слово сказать:

Стану помолясь,
ко хлевным воротам поворотясь,
со широкой-то улицы,
со восточной-то стороны
приходи во хлев наш заступник
скотинки – Власий.
В руках держи ключи
и отомкни у божьей коровушки
тарное молоко,
толсту сметану,
роду нашему на стояньице.

Материалы собрал Олег Полонский
Не нравитсяТак себеНичего особенногоХорошоОтлично (Еще никто не голосовал)
Загрузка...

Оставить комментарий