Октябрь
2 октября. День пчельников
Начиналась в этот день пчелиная девятина. Что ни утро — ложку меда полагается съедать на голодный желудок. Самое целительное, самое верное средство от болезни в эти дни — мед.
25 октября. День Андроника
По звездам гадают о погоде, об урожае. Андрон — шест, жердь, совок, плица, черпак. Говорят, в день Андрона можно шестом до звезды достать. Совком звездной россыпи почерпнуть. Отсюда гадания, заговоры. Свою звезду, коль она остыла, коль чувствуешь холод в себе и тесноту жизни, ты можешь согреть. Возьми шест, обмотай ветошью, а в полночь подожги ту ветошь да в начерченный круг в чистом поле встань. Говори:
Отступи от меня, холод,
вой да морок,
выйди из меня, сухота сухотучая,
маята нечистая.
По руслу огня в меня
войди, сила небесная.
Серебряная нить звезды,
обратись в красную,
текучую силу,
в меня пролейся!..
По руслу огня —
в меня!..
вой да морок,
выйди из меня, сухота сухотучая,
маята нечистая.
По руслу огня в меня
войди, сила небесная.
Серебряная нить звезды,
обратись в красную,
текучую силу,
в меня пролейся!..
По руслу огня —
в меня!..
Ноябрь
Все в ноябре еще скопом — и на столе, и на земле, и на воде. Еще дарит щедро, по осеннему ноябрь. Но между деревнями — беспутица. Дороги — колдобинами. Не проехать, не пройти. В ноябре мужик с телегой прощается, в сани забирается. Торопится ледовый кузнец и землю, и воду стоячую заковать. Зима со бела гнезда сымается, к мужику в гости собирается: Дай-ка я на Руси погощу, деревни-села навещу, пирогов поем! Гулко, голо в осиннике. О листе сказано: «Маленький Егорка упал в озерко, сам не потонул и воды не всколебнул».
4 ноября. Казанская.
В народе говорили: «О Казанской мороз не велик да стоять не велит»; «После Казанской дождь пойдет, все лунки нальет». Казанскую называли зимотворной. «С позимней Казанской скачет Морозко по ельничкам, по березничкам, сам в гости ходить не ленит-ся,» — сказывал батюшка ребятишкам. И бежала ребятня глядеть, как Казанская кажет дорожку морозцам. То-то забава — хрусткие лужи всколебнуть, тронутую ледком воду — в киселицу перемешать. Что Казанская покажет, то и зима скажет.
Лист-зеркальце

Было поверье, ежели девушка думала, что лицом не вышла, а потому и не люба, то старалась она на Казанскую раным-рано встать. Бежала она к рощице искать лист, что на березе низенько висел, в иней был обернут. И схож он был в это утро с серебряным зеркальцем.
В такой лист если глянуть, то вся неказистость с лица сойдет. И правда. Глянувши в зеркальце, сотворенное природой, бежала обратно к деревушке своей — иной. Ведь вера спасает. И девушке верится. Сердцем. О душе можно с лица узнать немало о человеке.
Ведь непременно, когда озаренная верой вчерашняя дурнушка встретит полюбившегося ей парня, то вся красота ее ожидания передастся ему. Вера через потьма пробивается.
Ведь непременно, когда озаренная верой вчерашняя дурнушка встретит полюбившегося ей парня, то вся красота ее ожидания передастся ему. Вера через потьма пробивается.
8 ноября. Ледовская неделя. Дмитровская
Предыдущие дни были озарены светлой верой славян-язычников, что ощущение жизни и любовь к ней даны не только человеку, но и всему тому, что его окружает: птице и зверю, растениям и речной заводи. Вселенская родительская суббота, поминовение усопших — издревле овеяны печалью и светом чистой памяти. Наши предки оставляли в этот день на столе хлеб, соль, миску с варевом, лепешки, блины. Обряд «радования» умерших был в обычае этого дня. Ушедшие от нас родные как бы незримо были рядом. Они садились с домочадцами за стол отужинать. Считали, что их душам становилось легко, радостно, если они наблюдали, что между ними царит любовь, а в доме — достаток.
Девушка-сирота, когда выходила замуж, просила серый камешек расколоть гробову доску, молила буйные ветра сдуть с лица «мамушки» (так ласково называли мать) полотенышко. Чтобы мамушка взглянула во все глазоньки, перекрестилась по досельному, то есть наяву, как живущие люди. Девушка глядела в осеннюю распутицу и ждала знака, чудного света, когда и впрямь будто расступится Мать-сыра земля и подымется мамушка из крутой могилы и вынесет в правой руке икону Божьей Мате-ри Богородицы, а в левой — платье цветное, подвенечное.
Все было взаимосвязано в сознании наших предков: и хождение на могилы, и вера, что на Руси умершие ведут день и блюдут живых. Вынимая первый блин из печи, большуха маслила его, мазала медом и ела со словами: «Помяни, Господи, честных родителей».
10 ноября Параскева Пятница, заступница бабьей доли.
И ныне на распутьях деревенских, на перекрестках, открытых всем четырем сторонам света, во самой-то глуши, где Русью пахнет, найдете вы развалины часовенок или крестов обетных во имя Параскевы-пятницы. Заступница бабьей доли во дни и минуты горестные, во мгновения раздорожия духа она приходит незримо и указует ступить тихохонько туда, где она уже развела беду руками своими. И чисто то место. Поднимает оно с колен, пускает вновь в жизнь.
Параскевы пречистые родники почитаются крестьянами в болотистых северных захолустьях. Именно в их воде, по древним преданиям, явилась людям икона Параске-вы. В воду бросали бабы кудель: «Матушке-пятнице на становину!» К родникам Параскевы приводили матери своих чахлых детей, умывали в этот день, и сходили немочи детские, чахлость осенняя. Живо-творящая сила источника Параскевы указует бабам — в этот день белья в воде не мыть, вальками у воды не стучать, веретеном свет белый не сучить, веретено и на лавке не оставлять, а то наживешь, мол, сорок грехов. А то милостивая Параскева осердится да и превратит девку, что голову чесала или мыла на святый родник, в лягушку: «Почто, мол, ослушалась заветов стародавних! Почто загрязнила, беспокоем тронула тихие заводи! От чистоты, мол, здоровье-то. От святой тишины».
К этому дню давали обет выполнить какую-то работу на выздоровление близкого человека, на исполнение заветных дум. Обычно женщины давали зарок — выткать обыденную пелену. То есть с 9 на 10 ноября женщина должна была в глубоком молчании,
средоточии выполнить нелегкую работу. Надобно было очесать лен, выкатать кудели, выпрясть и выткать плат. Если женщина делилась заблаговременно со своими родственницами — то они пособляли ей. Утром на Параскеву-пятницу несли готовый плат святить в церковь.
средоточии выполнить нелегкую работу. Надобно было очесать лен, выкатать кудели, выпрясть и выткать плат. Если женщина делилась заблаговременно со своими родственницами — то они пособляли ей. Утром на Параскеву-пятницу несли готовый плат святить в церковь.
Забота и тревога о близких, милосердие и сострадание были почитаемы в стародавние времена.
12 ноября. Зинькин день. Синицын день.

Невелика птичка-синичка, но и ей отмечали праздник. Синица — она порошам вестница. Птицу эту в народе называют — девятисловной. Она, мол, ведает и смехом, и слезами, и знает ласковое верное слово. А главное — хранительница она вещего слова. Синица может сказать: «Задуманному быть ли? Счастья — ждать ли?» Она скажет, ведая о незримом, идет ли беда в твои ворота. Но прежде и ты приветь эту птицу. Покроши хлеба. Кусочки сала привяжи к ветке дерева. Холода не за воротами. Птице-синице нужна твоя подмога.
21 ноября. Михайлов день.
Кто силу нечистую на небесах сокрушил, со святых путей согнал? — Михаил Архангел. Нечистая сила сокрылась в болотных падях. Но угасло солнце, и скопище ведьм, а за ними — болезни и несчастия — потащились к человеческому жилью. В старину так думали: «Надеяться на свою сноровку и угляды- не время. Тут бы и к Батюшке домовому на поклон пойти». То, что не даст Батюшка домовой животинушку погубить, за малыми деточками приглядит — это правда. И просили у Батюшки домового люди заступничества, вновь потчевали кашей на масле коровьем, отрезали краюху хлеба, усаживали с добрыми словами — отужинать. В старину верили, что этот день дает силы, приглядывались: «Коли на Михаила иней — то большие снега надо ждать, туманом день начался — быть ростепели»; «Михайло мосты мостит, Николе Зимнему (19 декабря) путь готовит»; «Во что Михайлов день, в то и Николин»
23 ноября. День Ераста.
День апостолов Ераста, Олимпа, Родиона, Сосипатра, Куарта и Тертия (1в). Ераст служил в церкви и мирно скончался (1 в). Ераст — (от греческого) любящий.
«С Ераста — жди ледяного наста». Настужает, морозит, что ни зорька. Ераст — на все горазд: и на холод, и на голод, и на бездорожную метелицу. Снег ноябрьский часто тает, ледяной корой — настыль. А наслуд — намерзшая ледяная кора — и около плотов на реке, и колодезный сруб — в наслуд оделся, и пригорок. Коли охотник в настыль в лес собрался, снега верного не дождавшись, да не один, а с собакой, то и сам измучится, и у собаки в кровь ноги собьет. Тонкая ледяная кора, что острая коса. А вот наст — это снег слежавшийся, окрепший. Он охотнику путь укорачивает. «Но Ераст, сказано, на все горазд: и на холод, и на голод, и на бездорожную метелицу». Коли солнце на Ераста — да с хорошим обильным снегом, то у рожденного в этот день будет всего гораздо: и жизни, и удачи, и силы. Коли на Ераста слякотно, ненастно — надобно у русской печи у огня подольше побыть. Коли на Ераста суровица(суровая погода — и воет, и дождит, и метет, и морозом рвет), надо с крыльца зиме поклонное слово сказать:Матушка-зима, на что досадуешь, на чтосеодчает?- чудь белоглазую по крыльцу гоняешь, Ераста изводишь, горем день полнишь. Полно, матушка-зима, птицу и зверя, землю и воду мучить. Оправь тонкого золота платок, высоко держи коровий рог, взойди на порог, откушай хлеба-соли.
Зима — она тоже хранительница рода, хранительница студеного времени года. И как в старину баба, зима носила бабий головной убор — кику, рогатую в честь скотьего бога Весела. Зима давала земле -роздых, а скотина в хлевах помогала и крестьянскому житью, и бытью, и долгому веку.
В день Ераста пегую кобылку зима выбирает. Белая кобылка ею уже облюбована, она по слякоти, по киселице уже на белой кобылке покрасовалась. Пришла пора ледостава. Бело стало. Вот зима пегую кобылку и выбирает, чтобы видели в деревнях, как белыми снегами зима прибирает поля и леса, реки и небеса. Укрывает озимые поля, муравьиные кучи. Сугробы все круче. Все теплее,все спокойнее матушке-земле. Было в обычае этого дня: старое да и просто — поношенное, в обиходе ненужное — отдать донашивать. Будь то старый бедный человек или соседка с оравой ребятишек, которых и обуть, и одеть по зиме-то нелегко, надобно не оставить без помощи. Одарить от себя, сердечно: «От меня — тепло, от тебя — терпение». Эти слова нелишние. Они сказывают о чистых помыслах твоих.
Декабрь
13 декабря. День Андрея Первозванного.
День Андрея Первозванного с давних времен считается временем ворожбы. По традиции молодые девушки узнают о своей судьбе и суженном. По евангелие – Андрей – первым из апостолов пошел за Иисусом. А после сошествия Святого духа отправился проповедовать.
Были на Руси малые деревеньки. Да никогда тропа от деревеньки к другой не зарастала, а по зиме — на долгое время не запорашивалась. Не ступали в старину деревенские жители след в след. А торопились свой оставить. След, в след ступая, мол, принимаешь на себя и гнести чужие, и нерадости. А то и ношу болезни непроходимой примешь. Вот деревенская ведунья и углядывала следы. Уж ей-то было ведомо: наступит человек боле носком или пяткой, глубоко ли уйдет в снеговую замять его след? Обережная трава твоя — вероника — Андреева трава, терпка, горька. В венок свитая, приворотная, от лукавого она. И крутит эта трава, и водит околицами, бледно-
голубоватая, с лиловыми горлицами. То она, что крест, держит любимого след, то насылает приворотки на его заботы. То валит отгородки, за которые уводит желанный свое сердце. По старому поверью, коль к милому собралась идти любви пытать, веронику андрееву надо при себе держать. Веронику — змеиную головку. И положить меж собой
и возлюбленным змеиную травку. И она ужалит его. И забудет он все свое нажитое, прочное. И будет желать он тебя и ждать.
голубоватая, с лиловыми горлицами. То она, что крест, держит любимого след, то насылает приворотки на его заботы. То валит отгородки, за которые уводит желанный свое сердце. По старому поверью, коль к милому собралась идти любви пытать, веронику андрееву надо при себе держать. Веронику — змеиную головку. И положить меж собой
и возлюбленным змеиную травку. И она ужалит его. И забудет он все свое нажитое, прочное. И будет желать он тебя и ждать.
Наслушивать воду.
Как наслушивали воду в Андреев день? Поутру шли на реку, рубили прорубь, прежде чем зачерпнуть воды, опускались на колени на краю проруби, прижимались ухом ко льду и слушали. Верили, что коли шумная вода, то надо ждать метели, стужи. Коли тихая вода, то зима будет тихой, хорошей. Черпали воду из проруби, несли домой. И когда вода была шумная, то ее не сразу наливали в чугуны, не разливали по лоханям. Сначала надо было воду успокоить, чтобы с этой водой в твой дом шум не вошел.
Шум-шумок, ты почто спохватился?
Коли на радости — стучи.
Коль на горе — смолкни.
Усохи, гнести, корчи
не созывай к моей печи.
Коли на радости — стучи.
Коль на горе — смолкни.
Усохи, гнести, корчи
не созывай к моей печи.
Когда надумывали гадать ввечеру, надо было одно из ведер незаговоренным оставить в сенях или где в кладовой. Не трогать воды, но помнить, какая она: шумная, тихая? Перед гаданием в три деревянные миски налить воды. Одну вынести под небо. Оставить. Воду в этой миске глядят напоследок: как она замерзнет — горой ли, впалостью? Какой сор будет в воду занесен? Изнутри будет вода сиять или чернеть? Воду в другой миске, коли поутру в проруби вода была шумной, надо заговорить, водя по краю миски рукой.
31 декабря. Гадание о грядущем.
Чтобы узнать, каким будет Новый год, в неглубокую миску воды наливали, заговаривали:
Ты, вода, не шуми,
не блажи, не греми,
через край не лейся,
а как есть новолетье держи,
о грядущем скажи!
не блажи, не греми,
через край не лейся,
а как есть новолетье держи,
о грядущем скажи!
Посудину с водой несли в холодные сени или ставили под небом на крыльце. Утром глядели. Лед горкой подымется — будет добрым год, с прибылью. Лед застынет ровнешенько — быть жизни прямешенькой. Лед подымется буграми — и горе, и счастье видывать. Лед замерзнет лункой — ущербным будет год.
Материалы собрал Олег Полонский