Ей сорок веков

РепаРепа была “одомашнена” человеком сорок веков назад. Известно, что ее дикий предок напоминал сурепку, отличаясь от нее лишь зачаточным корнеплодом. “Приручение” репы, по-видимому, происходило на побережье Атлантического океана и Северного моря, ведь только здесь попадаются примитивные репы типа Тельтовской, тяготеющей к дикорастущим формам. К тому же Северная Европа издавна изобилует множеством сортов реп, среди которых желтомясые, серые и черные не встречаются в других частях света.
За сорок веков возделывания о репе накопилось немало сведений. Как непременная снедь многих народов репа опоэтизирована в эпических и малых жанрах фольклора, не обойдена репа и в поверьях. В античные времена эллины, например, жертвовали репу Аполлону, принося ее в храмы на оловянных блюдах. Аполлон же, в сказаньях, наставлял, будто репа стоит не меньше, чем если б она была из серебра.
Древнегреческий ботаник Феофраст в своих “Исследованиях о растениях” рассказывает о репе как о главном овоще своих соотечественников. По-видимому, в III веке до нашей эры греки знали только круглые плоские репы, на это намекает само название овоща – “гонгюле”, то есть округлая.
Широко применялась репа и в античном Риме. Столовые сорта выращивали на пищу, крупные и грубые – на корм скоту. У Плиния Старшего (I век н. э.) читаем следующее: “Репа бывает троякого вида: либо растет в ширину, либо округляется в шар. Третий вид назван лесным: корень у нее стремится в длину и похож на редьку, листья угловатые и шершавые, сок острый”. Полагали, что от холода репа делается вкуснее и более крупной, а от тепла – тянется в ботву. И уже в те времена люди дивились тому, как это из такого крохотного семени за каких-то 2 месяца вырастает большущий корнеплод. Знатоки уверяли, что наиболее вкусные и крупные репы получаются из самых мелких семян. Сеяли репу не только на огородах, но и на полях, отводя ей после зерновых и винограда наиболее плодородные участки. Умели римляне выращивать репы-тяжеловесы, достигавшие иногда пуда. Позднее эти чемпионы борозд послужили хорошими исходными формами для выведения кормовых турнепсов. Печеная репа почиталась простыми римлянами за лучшее каждодневное кушанье.
В средневековом хозяйстве репа не только не утратила своего главенствующего места, но еще больше закрепила его. Особенно в странах Западной, Средней и Северной Европы. В пределах нашей страны репа также освоена чуть не с возникновения зеамлепашества. И конечно, репа – это одно из древнейших отечественных огородных растений.
При подсечно-огневом земледелии, когда для пашен выжигали леса, первыми на гарях в остывшую золу русские бросали репные семена. На мелком пахотном слое, пронизанном кореньями, лучше всего удавались плоские корнеплоды типа Петровской. Подсечное земледелие дольше всего продержалось у карелов, которые еще в прошлом веке возделывали репу по старинному северному обычаю – на гарях. Заметим, что очагом разведения плоских желтомясых реп как раз и является север русских земель.
В исторических хрониках нередки упоминания о репе. В годы неурожайные замечалось о дороговизне этого овоща, так, в Новгороде в 1215 г. “был репы воз по две гривны” – по тем временам слишком дорог. А в древней псковской летописи говорится и о том, как “по репищам репы те же черви нятину объели”, то есть на репном поле насекомые репную ботву погубили. Репища постоянно упоминаются в старинных купчих грамотах-крепостях.
На Руси репа, пока ее не вытеснил картофель, была неотъемлемой частью рациона и бедных, и богатых. Сажали ее повсеместно на полях, которые назывались репищами. А собирали урожай в сентябре, именуя первый день уборки репорезом. О репе сложено великое множество пословиц и поговорок, песен и сказок: “Хороша девка, как мытая репка”, “Не дремли баба на репорезов день”, “В землю крошки, а из земли лепешки” (репу часто называли “зелеными лепешками”).
Оригинально отображена репа в русских загадках, этих мудрых иносказательных речениях. Приведем наиболее интересные из загадок:
“Кину кидком, вырастет клубком”;

“В землю блошкой, а из земли лепешкой”;

“В землю семенем, из земли – головой”;

“Под дубком, под карандышком – ни клубком, ни камушком”;

“Кругла, а не месяц, зелена, а не дубрава, с хвостом, а не мышь”;

“Кругла, а не девка, с хвостом, да не мышь”;

“В подполье, подполье много гусей-лебедей, плешивых людей”;

“Сверху зелено, посередке толсто, к концу востро”;

“С корня завивается, с маковки расстилается”.

О репе слагались притчи, пословицы, ее чаще других растений встретишь в русских сказках.

«Иллюстрация к тексту работы Софьи Каликиной, 10-ти лет в 1905 г.»

Иллюстрация к притче о краже репы. 1905. Художник С. Каликина

Чернила, темпера. 35,1×52,9

Название: «Зерцало великое, глава 138. Яко напрасно нам виновен бес бывает». Ниже текст в 7 строк: «У некоего пустынника молитвою связан бысть бес, и стрежаше репу его. И некогда прииде человек к старцу репы… ради от своей мысли смущен бых, и абие простив отпусти его старец с репою, яко невиновен нам бес делом, но мыслию точию».
На обороте карандашная запись: «Иллюстрация к тексту работы Софьи Каликиной, 10-ти лет в 1905 г.» Инв. № 67591 И Ш хр 24420 Привезено историко-бытовой экспедицией ГИМа в 1928 г. из Вологодской области. Картинка иллюстрирует притчу из «Великого зерцала» (гл. 244), встречающуюся также в сборниках «Мирозрительное зерцало» (гл. 138). В притче рассказывается э том, как к старцу пришел крестьянин с намерением украсть у него репу, а огород старца сторожил бес, «связанный молитвою». Черт предупреждал крестьянина, чтобы тот репу не рвал, но крестьянин не послушался. Старец, позванный бесом, стал уличать крестьянина в краже, но человек постарался свалить всю вину на беса, заявив, что «бес научи мя сие сотворити». Бес тут же доказал свою невиновность, и человеку пришлось признаться в злом умысле.
С сайта bibliotekar.ru

Использовалась она и в лечебных целях (от рахита, в качестве отхаркивающего и мочегонного средства и т.д.), и в ритуальных действиях.
Например, по славянской традиции в канун дня всех святых из крупной репки выдалбливали середину, ставили внутрь зажженную свечу (вам это ничего не напоминает?..) и обходили все углы в комнате, а затем оставляли на подоконнике. Считался этот обряд верным средством отогнать нечистую силу от дома и защитить его обитателей.
Любопытно, что не только у русских имеется сказка о репке. Более печальная история хранится в китайской традиции. Она повествует о том, как наибеднейший крестьянин в селении, питавшийся круглый год исключительно репой, был лишен пропитания из-за потравы огорода свиньями богача.
Бедняге удалось обнаружить единственный уцелевший росток, который он стал лелеять, и в результате выросла репка-великан, слава о которой разнеслась по всей округе. Однако старательного хозяина заставили преподнести чудо-овощ в дар императору, щедро вознаградившему его за это.
Увы, крестьянин не оценил полученные жемчуга, яшму, кораллы и золотые украшения: ведь дары императора полагалось хранить и нельзя было продавать, тогда как репой можно было питаться. Прослышавший про то завистливый богач решил заполучить у властителя подарки для себя и отдал в наложницы ему дочку красы неземной.
Император, восхищенный ею, изрек: “Я щедро отблагодарю тебя – подарю одну из моих самых дорогих и необыкновенных вещей!” И ею оказалась та самая репа… Пришлось хранить богачу репу, которая в итоге сгнила… Вот такая грустная история.
Репу ели пареную, вареную, жареную, с квасом, с маслом и просто так. Некоторые даже заквашивали ее, как капусту. При недороде зерновых репу подмешивали в хлеб, и примесь питательного овоща была куда лучше лебеды. Русским исстари хорошо была известна целительная сила репы. Вот что об этом писал Василий Левшин в своем “Огороднике”, выпущенном в свет в 1817г.:
“Корень репы прохладителен, отверзает утробу и довольно питателен. Сок из свежих реп, на терке истертых, выдавленный и подваренный с сахаром, составляет верное средство от цинги во рту; мазание оным опухших и кровь источающих десен исцеляет их дни в два”.
В культуру вводится гибрид репы и капусты – брюква (отдельный вид). К началу XIX века брюква, получив признание у огородников Канады и Америки как овощное растение, проникает в Индию, Японию и Китай. В России ее также охотно возделывали, потому что брюква содержит питательных веществ больше, чем репа, к тому же ценная аскорбиновая кислота (витамин С) сохраняется в ней даже при варке и при длительном зимнем хранении. По содержанию минеральных веществ и сахара брюква превосходит белокочанную капусту.
Кушайте на здоровье
Салат из репы
С корнеплода снимают кожуру, разрезают на ломтики или делают из него соломку, затем добавляют соль и перец по вкусу. Сверху салат украшают дольками вареного яйца и нарезанной зеленью.
Обыкновенно на 100 г репы полагается треть яйца, 30 г сметаны, 10 – растительного масла, 3 – уксуса (3-процентного) и 5 г репчатого лука и зелени.
Очищенная репа хороша также свежая с солью и сливочным маслом.
Репа (брюква) пареная
Очищенные от кожуры корнеплоды укладывают целыми или толстыми кусками в паровую кастрюлю, наливают туда немного воды, чтобы содержимое не варилось, а парилось, закрывают крышкой и ставят в духовку. Готовую репу (брюкву) солят, выкладывают на блюдо, заправляют маслом и сметаной.
Чтобы собрать богатый урожай репы, необходимо знать приемы возделывания этой культуры. Приемы эти издавна были широко известны людям. В том же “Огороднике” Василия Левшина, написанном в традициях XVIII столетия, агротехнические требования изложены так: “Земледелие для всех реп потребно одинаковое: обыкновенно сеют их в два раза, в апреле или мае и в исходе июня; однако ж на многих почвах оная, кроме весеннего сева, бывает неудачна. Земли легкие и нови, особливо же на росчистях… На почве глиноватой и влажной репа выходит всегда червоточива и не вкусна; необходимо для ней, чтобы земля была мягко упахана и чтоб семена собраны были с высадка здорового. Семена для сева должно метать с золою, чтобы по причине их мелкости не рассеять густо и чтоб они не падали кучками; ровный рассев для репы необходимо нужен”. Уже в этом старинном наставлении огородникам много сказано.
В первый год репа дает утолщенный корнеплод, на второй – семена, отчего и называется этот овощ двулетним.
Кстати, на севере встарь репные семена сеяли изо рта, так и говорили – “плевать репу”.
Вообще-то репа удается лишь на легких песчаных почвах. На суглинистых она обыкновенно заболевает килой, да и корнеплод ее получается деревянистым, невкусным.
Сеют репу рано весной, как только просохнет почва. “Из позднего весеннего сева,- писал известный русский овоще вод Рихард Иванович Шредер,- обыкновенно ничего порядочного не выходит, ибо в позднюю весну блоха свирепствует в полном разгаре и быстро истребляет молодые растения”.
Когда корнеплоды репы и брюквы достигнут около половины своей возможной величины, начинается уборка урожая. Пучковая спелость, понятно, наступает еще раньше. Пересидев на грядке, репа становится невкусной и дуплистой.,
От всходов до уборки репы проходит почти 70 дней. На дворе – начало июля, и есть полная возможность получить еще один урожай репы. Раньше для зимнего хранения возделывали как раз репу летнего посева. К тому же июльским посевам меньше вредит земляная блоха. Через 50-60 дней новый урожай корнеплодов готов.
Репа – незаменимый овощ на Крайнем Севере – успевает созреть даже под 70-м градусом северной широты! Возделывают репу и на Аляске, и у нас под Мурманском. Причем один и тот же сорт в этих широтах, дает более весомые (до 1,5 кг) и сочные репы, чем в лесной зоне – благоприятствуют продолжительное освещение и влага.

По материалам статьи А. Пашкина, овощевода-любителя Калужской области из
журнала “Приусадебное хозяйство” №1 1992 г и заметки Валентины Пономаревой – “Какова история… репы?” из интернет-журнала “Школа Жизни”
www.shkolazhizni.ru
Не нравитсяТак себеНичего особенногоХорошоОтлично (1 голосов, в среднем: 4,00 из 5)
Загрузка...

Оставить комментарий