Русская зима

Русская зима всегда отличалась щедрыми снегопадами и трескучими морозами по сравнению со странами Западной Европы. Поэтому она неслучайно стала одним из символов России. Наши предки славяне исстари любили зиму, в народном фольклоре красочно описывали красоту зимнего леса, зиме посвящали много пословиц и поговорок.
В воображении крестьян зима представлялась как большуха, то есть дородная, видная, сильная женщина, крепкая хозяйка, на которой держалось всё домашнее хозяйство. И одежда у нее была под стать зиме – медвежий полушубок, сапоги на волчьем меху и нарядный головной убор – кика.

Иван Айвазовский. Зимний пейзаж, 1856
Иван Айвазовский. Зимний пейзаж, 1856
По древним представлениям зима повелевала снегами, сугробами, метелями, ветрами, вьюгами и суровыми морозами. Это была настоящая повелительница зимней природы. Старая русская пословица гласила: «Зима спросит, что летом припасено». И действительно, к зиме надо было готовиться основательно, ведь, как говорилось, «один день лета всю зиму кормит». Всё, что заготовлено летом, а это фрукты, овощи, травы, ягоды, грибы – были не только лакомством, но и незаменимым лекарством в случае каких-либо болезней.
Карачун. Виктор Корольков
Виктор Корольков. Карачун
Какая же русская зима без мороза! В народном представлении мороз упоминается как Морозко, Трескун, который обладал таинственной, могущественной силой. В старину говорили: «Мороз и железо рвет, и птицу на лету бьет». Но вот любимые зимние забавы – катания на санях – приходились именно на морозные дни, когда яркое солнце освещает украшенные серебром поля и леса, а скрипучий под ногами снег так и зовёт на веселую прогулку!
Эскиз костюма ДедМороза для музыкальной драмы Снегурочка Чайковского, 1901 год из фондов музея им. Глинки
Как ни странно, Дед Мороз
относительно молод, он стал появляться на новогодних праздниках всего-то сто с небольшим лет назад. Это сейчас Дед Мороз добродушен и щедр, готов веселить и радовать ребятню, раздавая подарки и «зажигая» новогодние елки. Но так было не всегда. Еще в дохристианские времена мир славян был населен массой богов, духов, различных потусторонних сил. Был среди них и зимний дух, наводивший на землю морозы и метели, покрывавший реки льдом, а поля снегами.
В зависимости от региона звали его по-разному: Зимником, Снеговеем, Трескуном, Студенцом, Карачуном, Морозкой, Морозом. Добродушием он не отличался, а вот напакостить был не прочь: мог выморозить озимые, замести непролазными сугробами дороги, напустить холода в избу или хлев, сковать льдом колодцы. Естественно, что такого духа приходилось всячески ублажать: выставлять ему угощение и подарки, задабривать заклинаниями и ритуальными действиями, выпрашивать у него, как минимум, лояльного отношения. Принятие христианства не изменило народного отношения к зимнему духу, которого продолжали опасаться и всячески ублажать.

АиФ 01/05/2011

Ведь недаром говорит пословица: «В зимний холод – всякий молод». И ведь правда, все знают, как бодрит зимний дух, румянит щеки и придает блеск глазам мороз. Самые лютые морозы, согласно народным наблюдениям, приходили после 24 января, дня Федосия-весняка, и назывались «худосеями». Так и говорили: «Морозы-худосеи с нечистой силой пируют». Вот тогда-то хозяева и начинали беспокоиться за домашнюю скотину, следили, чтобы ей было тепло и сытно.
А с каким уважением русский человек относился к снегу! «Спасибо, мороз, что снегу принес», «Сугробы снега на полях – урожай зерна в закромах», «Снег холодный, а от стужи укрывает». Так гласят народные пословицы. В старину знающие люди называли снег крестьянским богатством и радовались, если высокие снежные сугробы надежно укрывали посевы от стужи. Ведь, как говорилось, «коли поле зимой гладко, то и в сусеке будет гладко». А когда за окном свирепствовали морозы и завывала вьюга, сельчане издревле устраивали традиционные на Руси уютные посиделки. Долгими зимними вечерами в каком-нибудь доме собирались молодые и старые и вели разговоры на самые разные темы. Обсуждали повседневные дела, рассказывали разные истории, шутили и сплетничали.
Деревенская молодежь любила приходить к какой-нибудь старушке. Девушки приносили с собой рукоделие – вышивали, ткали, шили, пряли, вязали. При этом шутили, вели легкую беседу, пели песни, рассказывали различные занятные истории. Всё это сопровождалось весёлыми присказками и прибаутками. А старики рассказывали молодым о таинственных силах природы и чудесах русских святых. Так в теплой избе, у пыхтящего самовара, тихо и просто проходили задушевные беседы, а молодежь перенимала опыт родителей, выслушивала советы, усваивала семейные ценности, наматывала на ус необходимые знания старших.

Посиделки сборище крестьянской молодежи по осенним и зимним ночам, под видом рукоделья, пряжи, а более для россказней, забав и песен. Собрания эти в разных местах носят разные названия: вечерницы (см.), вечереньки, досветки, оденки, супрядки, улицы, беседки; различие между вечерницами и улицами в Малороссии то, что первые происходят зимой, в хате, а вторые — летом, на улице. В некоторых местах Великороссии вечереньки отличаются от досветок тем, что первые бывают вечером, причем веселятся девушки и парни; вторые наступают после ухода парней и короткого сна девушек и состоят в занятии шитьем, пряжей и песнями. На вечерние супрядки в г. Котельниче (Вятской губ.) собираются исключительно женщины. У южных славян также встречаются вечерницы, которые у болгар носят название “сединки”, т. е. посиделки. Происхождение П. и вечерниц кроется в глубокой древности; они представляют собой, вероятно, остатки языческих обычаев. П. издавна подвергались обличениям в безнравственности и преследованиям, сначала со стороны духовенства, потом со стороны административных властей. Так, в 1719 г. Киевская духовная консистория предписала позаботиться о том, чтобы “попрестали… Богу и человеком ненавистные гулянья, прозываемые вечерницы”; ослушникам угрожали отлучением от церкви. В настоящее время, на основании многочисленных этнографических исследований, можно сказать, что П. и досветки, за редкими исключениями, не представляют собой ничего безнравственного. — П. и вечерницы весьма часто описывались малорусскими писателями-беллетристами (Гоголем, Квиткой, Шевченко и др.). — Ср. Н. Ф. Сумцов, “Досветки и П.” (“Киевская Старина”, 1886 г., № 3).
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Кроме всего прочего, зима на Руси любили справлять свадьбы. «От Крещения до Масленицы – время свадеб», – говорили в народе. Ну и именно на зиму приходились дорогие сердцу праздники: Новый год, Рождество, Крещение, Сретенье, Масленица.
Особенно тщательно и усердно готовились к великим православным праздникам. Старинные традиции, связанные с приготовлением рождественской кутьи или с освящением воды в ночь Крещения, сохранились и по сей день. В каждом доме к праздникам всегда резали поросенка, а деревенские мужики отправлялись в лес на охоту. Кто чего добудет, кабана или лося, торжественно несли на рогатинах к дому, а в селе воцарялось предпраздничное настроение. Так что зимой веселье в русских деревнях почти не прекращалось.

Н.П.Петров - «Смотрины невесты» 1861, холст, масло, 103 х 148. Русский музей.
Н.П.Петров – «Смотрины невесты» 1861, холст, масло, 103 х 148. Русский музей.
Правда в постные дни шумные забавы и песни строго-настрого запрещались.
В так называемые «страшные вечера» с 13 по 19 января, когда нечисть хочет «солнце замести», люди старались вообще не покидать свои дома и не выходить на улицу без особой надобности. На Руси был распространен обычай гнать черта и ведьму из деревни. Мужики разжигали костры, и вокруг них устраивали веселые гуляния, чтобы прогнать темные силы и укрепить свое здоровье.
Катание на санях с ледяных горок издавна было любимым зимним развлечением в русских деревнях. В 17 веке эта забава стала пользоваться популярностью и среди городских жителей. Для того, чтобы горожане могли почувствовать все прелести катания с настоящей ледяной горы, на площадях строили деревянные горки: из бревен собирали основу, клали сверху настил из досок и заливали водой. Мороз быстро сковывал горку, и по получившемуся ледяному склону можно было со свистом пролететь на санях. Чем выше была горка и длиннее спуск — тем большую скорость можно было развить.

А. В. Моравов — «Зимний спорт» (1913)
А. В. Моравов — «Зимний спорт» (1913)
Именно оттуда, от ледяных горок, ведут свое начало знаменитые русские горки, которые славятся своей скоростью и длиной спуска. Кататься с горок любили все — от простых гуляк до царей. Петр I даже издал указ о постройке под Санкт-Петербургом ледяных горок — их высота составляла 25 метров, а угол наклона — 50°. Екатерина II была настолько увлечена ледяными горками, что приказала построить их для личного использования на территории царской резиденции.
Особенно любили горки москвичи — жители города, хранившего старинные русские обычаи. Масленичные гулянья в Москве даже в 19 веке были немыслимы без катания с ледяных горок. На многие годы этот вид зимних развлечений был незаслуженно забыт. В наши дни катание с горок и прогулки на тройках проходят в основном в коммерческих целях. Это уже отголоски старинных обычаев. А жаль…

Олег Полонский

Не нравитсяТак себеНичего особенногоХорошоОтлично (1 голосов, в среднем: 3,00 из 5)
Загрузка...

Оставьте комментарий