Русская зима всегда отличалась щедрыми снегопадами и трескучими морозами по сравнению со странами Западной Европы. Поэтому она неслучайно стала одним из символов России. Наши предки славяне исстари любили зиму, в народном фольклоре красочно описывали красоту зимнего леса, зиме посвящали много пословиц и поговорок.
В воображении крестьян зима представлялась как большуха, то есть дородная, видная, сильная женщина, крепкая хозяйка, на которой держалось всё домашнее хозяйство. И одежда у нее была под стать зиме – медвежий полушубок, сапоги на волчьем меху и нарядный головной убор – кика.
В воображении крестьян зима представлялась как большуха, то есть дородная, видная, сильная женщина, крепкая хозяйка, на которой держалось всё домашнее хозяйство. И одежда у нее была под стать зиме – медвежий полушубок, сапоги на волчьем меху и нарядный головной убор – кика.
По древним представлениям зима повелевала снегами, сугробами, метелями, ветрами, вьюгами и суровыми морозами. Это была настоящая повелительница зимней природы. Старая русская пословица гласила: «Зима спросит, что летом припасено». И действительно, к зиме надо было готовиться основательно, ведь, как говорилось, «один день лета всю зиму кормит». Всё, что заготовлено летом, а это фрукты, овощи, травы, ягоды, грибы – были не только лакомством, но и незаменимым лекарством в случае каких-либо болезней.
Какая же русская зима без мороза! В народном представлении мороз упоминается как Морозко, Трескун, который обладал таинственной, могущественной силой. В старину говорили: «Мороз и железо рвет, и птицу на лету бьет». Но вот любимые зимние забавы – катания на санях – приходились именно на морозные дни, когда яркое солнце освещает украшенные серебром поля и леса, а скрипучий под ногами снег так и зовёт на веселую прогулку!
Как ни странно, Дед Мороз
относительно молод, он стал появляться на новогодних праздниках всего-то сто с небольшим лет назад. Это сейчас Дед Мороз добродушен и щедр, готов веселить и радовать ребятню, раздавая подарки и «зажигая» новогодние елки. Но так было не всегда. Еще в дохристианские времена мир славян был населен массой богов, духов, различных потусторонних сил. Был среди них и зимний дух, наводивший на землю морозы и метели, покрывавший реки льдом, а поля снегами.
В зависимости от региона звали его по-разному: Зимником, Снеговеем, Трескуном, Студенцом, Карачуном, Морозкой, Морозом. Добродушием он не отличался, а вот напакостить был не прочь: мог выморозить озимые, замести непролазными сугробами дороги, напустить холода в избу или хлев, сковать льдом колодцы. Естественно, что такого духа приходилось всячески ублажать: выставлять ему угощение и подарки, задабривать заклинаниями и ритуальными действиями, выпрашивать у него, как минимум, лояльного отношения. Принятие христианства не изменило народного отношения к зимнему духу, которого продолжали опасаться и всячески ублажать.
АиФ 01/05/2011
Ведь недаром говорит пословица: «В зимний холод – всякий молод». И ведь правда, все знают, как бодрит зимний дух, румянит щеки и придает блеск глазам мороз. Самые лютые морозы, согласно народным наблюдениям, приходили после 24 января, дня Федосия-весняка, и назывались «худосеями». Так и говорили: «Морозы-худосеи с нечистой силой пируют». Вот тогда-то хозяева и начинали беспокоиться за домашнюю скотину, следили, чтобы ей было тепло и сытно.
А с каким уважением русский человек относился к снегу! «Спасибо, мороз, что снегу принес», «Сугробы снега на полях – урожай зерна в закромах», «Снег холодный, а от стужи укрывает». Так гласят народные пословицы. В старину знающие люди называли снег крестьянским богатством и радовались, если высокие снежные сугробы надежно укрывали посевы от стужи. Ведь, как говорилось, «коли поле зимой гладко, то и в сусеке будет гладко». А когда за окном свирепствовали морозы и завывала вьюга, сельчане издревле устраивали традиционные на Руси уютные посиделки. Долгими зимними вечерами в каком-нибудь доме собирались молодые и старые и вели разговоры на самые разные темы. Обсуждали повседневные дела, рассказывали разные истории, шутили и сплетничали.
Деревенская молодежь любила приходить к какой-нибудь старушке. Девушки приносили с собой рукоделие — вышивали, ткали, шили, пряли, вязали. При этом шутили, вели легкую беседу, пели песни, рассказывали различные занятные истории. Всё это сопровождалось весёлыми присказками и прибаутками. А старики рассказывали молодым о таинственных силах природы и чудесах русских святых. Так в теплой избе, у пыхтящего самовара, тихо и просто проходили задушевные беседы, а молодежь перенимала опыт родителей, выслушивала советы, усваивала семейные ценности, наматывала на ус необходимые знания старших.
Посиделки сборище крестьянской молодежи по осенним и зимним ночам, под видом рукоделья, пряжи, а более для россказней, забав и песен. Собрания эти в разных местах носят разные названия: вечерницы (см.), вечереньки, досветки, оденки, супрядки, улицы, беседки; различие между вечерницами и улицами в Малороссии то, что первые происходят зимой, в хате, а вторые — летом, на улице. В некоторых местах Великороссии вечереньки отличаются от досветок тем, что первые бывают вечером, причем веселятся девушки и парни; вторые наступают после ухода парней и короткого сна девушек и состоят в занятии шитьем, пряжей и песнями. На вечерние супрядки в г. Котельниче (Вятской губ.) собираются исключительно женщины. У южных славян также встречаются вечерницы, которые у болгар носят название «сединки», т. е. посиделки. Происхождение П. и вечерниц кроется в глубокой древности; они представляют собой, вероятно, остатки языческих обычаев. П. издавна подвергались обличениям в безнравственности и преследованиям, сначала со стороны духовенства, потом со стороны административных властей. Так, в 1719 г. Киевская духовная консистория предписала позаботиться о том, чтобы «попрестали… Богу и человеком ненавистные гулянья, прозываемые вечерницы»; ослушникам угрожали отлучением от церкви. В настоящее время, на основании многочисленных этнографических исследований, можно сказать, что П. и досветки, за редкими исключениями, не представляют собой ничего безнравственного. — П. и вечерницы весьма часто описывались малорусскими писателями-беллетристами (Гоголем, Квиткой, Шевченко и др.). — Ср. Н. Ф. Сумцов, «Досветки и П.» («Киевская Старина», 1886 г., № 3).
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.
Кроме всего прочего, зима на Руси любили справлять свадьбы. «От Крещения до Масленицы – время свадеб», – говорили в народе. Ну и именно на зиму приходились дорогие сердцу праздники: Новый год, Рождество, Крещение, Сретенье, Масленица.
Особенно тщательно и усердно готовились к великим православным праздникам. Старинные традиции, связанные с приготовлением рождественской кутьи или с освящением воды в ночь Крещения, сохранились и по сей день. В каждом доме к праздникам всегда резали поросенка, а деревенские мужики отправлялись в лес на охоту. Кто чего добудет, кабана или лося, торжественно несли на рогатинах к дому, а в селе воцарялось предпраздничное настроение. Так что зимой веселье в русских деревнях почти не прекращалось.
Правда в постные дни шумные забавы и песни строго-настрого запрещались.
В так называемые «страшные вечера» с 13 по 19 января, когда нечисть хочет «солнце замести», люди старались вообще не покидать свои дома и не выходить на улицу без особой надобности. На Руси был распространен обычай гнать черта и ведьму из деревни. Мужики разжигали костры, и вокруг них устраивали веселые гуляния, чтобы прогнать темные силы и укрепить свое здоровье.
В так называемые «страшные вечера» с 13 по 19 января, когда нечисть хочет «солнце замести», люди старались вообще не покидать свои дома и не выходить на улицу без особой надобности. На Руси был распространен обычай гнать черта и ведьму из деревни. Мужики разжигали костры, и вокруг них устраивали веселые гуляния, чтобы прогнать темные силы и укрепить свое здоровье.
Катание на санях с ледяных горок издавна было любимым зимним развлечением в русских деревнях. В 17 веке эта забава стала пользоваться популярностью и среди городских жителей. Для того, чтобы горожане могли почувствовать все прелести катания с настоящей ледяной горы, на площадях строили деревянные горки: из бревен собирали основу, клали сверху настил из досок и заливали водой. Мороз быстро сковывал горку, и по получившемуся ледяному склону можно было со свистом пролететь на санях. Чем выше была горка и длиннее спуск — тем большую скорость можно было развить.
Именно оттуда, от ледяных горок, ведут свое начало знаменитые русские горки, которые славятся своей скоростью и длиной спуска. Кататься с горок любили все — от простых гуляк до царей. Петр I даже издал указ о постройке под Санкт-Петербургом ледяных горок — их высота составляла 25 метров, а угол наклона — 50°. Екатерина II была настолько увлечена ледяными горками, что приказала построить их для личного использования на территории царской резиденции.
Особенно любили горки москвичи — жители города, хранившего старинные русские обычаи. Масленичные гулянья в Москве даже в 19 веке были немыслимы без катания с ледяных горок. На многие годы этот вид зимних развлечений был незаслуженно забыт. В наши дни катание с горок и прогулки на тройках проходят в основном в коммерческих целях. Это уже отголоски старинных обычаев. А жаль…
Олег Полонский