Краткая история Рязанского княжества

История Рязани берёт своё начало с черниговской колонии, основанной на финской земле. Население Рязанского княжества не было исключительно славянским, здесь также проживали и другие народы. В 12 веке Рязань выделяется из Чернигово-Северского удела и отдается в правление Ярославу Святославичу, выходцу из рода черниговских князей. С тех пор он считается родоначальником рязанских князей. В 1129 году рязанское княжество выделилось из состава Муромо-Рязанского княжества, и основало столицу в городе Старая Рязань. Сегодня этого города уже не существует, он находился в 50 километрах от нынешней Рязани. В состав Рязанского княжества входит и Пронское удельное княжество, которое существовало до 1483 года.

Рязанское княжество.
Рязанское княжество. Из книги «Благоверный князь Роман Рязанский.»
© ООО «Зёрна-Слово», 2019

Во второй половине 12 века Рязань активно борется с притязаниями владимирских князей. Внутренние усобицы и разделение на удельные княжества мешают противостоять натиску Владимиро — Суздальского княжества. А тут ещё в начале 14 века начинается борьба с Москвой. Распри пронских и рязанских князей помогают Москве усилить своё влияние на дела Рязанского княжества.
Икона св. Романа Рязанского
Икона св. Романа Рязанского, написанная художником Н. В. Шумовым. Первую большую «в рост» икону святого написал Николай Васильевич Шумов в 1859 году, она была поставлена в иконостасе придела во имя Трех святителей в семинарской Владимирской церкви. Именно ее, эту знаменитую икону, ежегодно 19 июля носили в крестных ходах, совершая молебны святому Роману Рязанскому. Из книги «Благоверный князь Роман Рязанский.» © ООО «Зёрна-Слово», 2019
В 1237 году в пределы Рязанского княжества вторглись полчища татаро-монгольских завоевателей. Бедствия этот нашествия оставили глубокий след в истории Рязани. Многие селения и города были полностью стерты с лица земли. Белгород, Ижеславец, Борисов-Глебов с тех пор уже больше не встречаются в истории Рязани. После разорения татарами Рязани центр управления переходит в город Переяславль Рязанский, основанный в 1095 году.
В 1258 году рязанским князем становится Роман Олегович. Всеми силами по мере возможности он старается облегчить участь своих подданных, разоренных татарами. Однажды во время сбора дани баскаками Роман силой пытался удержать татарских слуг от бесчеловечных насилий над людьми. Это не прошло ему даром. Баскаки донесли хану Менгу-Темиру, что рязанский князь порочит хана и его окружение.
Роман был срочно вызван в орду и жестоко допрошен ханом. Ему предложили на выбор – либо принять татарскую веру, либо смерть. Князь отвечал, что он всегда повиновался власти хана, но никогда не посмел бы изменить своей вере. Татары стали бить князя, а затем в оковах бросили его в темницу. Вскоре князя повели на место казни. Здесь он начал говорить собравшемуся народу о святости веры, и тогда ему отрезали язык. Затем вырезали глаза, обрубили руки и ноги, обрезали уши и губы. Когда осталось одно туловище, но ещё с искрами жизни, мучители содрали с головы кожу, отрубили голову и воткнули её в копьё. Мученический подвиг Романа совершился 19 июля 1270 года. Память Романа как мученика постоянно чтится в русской церкви.
В 1350 году рязанским князем становится Олег Иванович. Вынужденный подчиняться татарскому режиму, князь сумел наладить отношения с Золотой Ордой и завоевать уважение к себе со стороны ханов так, что они дорожили его союзом. Олег Иванович не раз мужественно защищал свою землю от набегов татарских банд, нанося им поражение. Но при этом никогда не объявлял открытой войны с Золотой Ордой. Пытаясь ослабить влияние Москвы, князь на некоторое время усилил неустойчивую самостоятельность Рязанского княжества. Олег Иванович имел титул великого князя, и поэтому умел держать в повиновении младших родичей, чем укрепил единство своих владений. Правление Олега Ивановича – это единственный период самостоятельности Рязанского княжества. С его именем связана большая часть народных преданий. За своё долгое правление князь Олег выстроил немало городов и селений. Это было самое славное время в истории Рязанского княжества, несмотря на все бедствия татарского ига. Летописи отмечают благодарность и любовь народа к этому великому князю.

Баскак
— по ханским ярлыкам, татарский чиновник, считавшийся по своему административному положению выше князей и полководцев; назначением его было перечисление народа и сбор податей в покоренных странах. По этимологическому производству баскак, равно как и даруга, отправлявший эту обязанность в орде, означают «давитель», что уже прямо показывает, какое понятие имели в Орде о сборщиках дани и чем они могли быть для народа. Но перечисление народа и сбор податей не были исключительными обязанностями Б. Отправляемые с отрядами войск и толпой разных мелких ордынских чиновников Б. вмешивались и во внутренние дела покоренной страны: входили во взаимные отношения повелителей ее, разбирали их тяжбы и вообще следили за правильностью отношений их к ордынскому владыке, донося ему обо всем при представлении дани. Явились они в России вскоре после Киевского погрома (1240) с теми же прерогативами своей власти, как и в других покоренных странах. До 1290 г. летописи полны свидетельствами татарского гнета, происходившего, главным образом, от неумеренного и жестокого сбора дани и насилия ханских чиновников. Есть летописные указания и на то, какими важным лицами были Б. и по отношению к нашим князьям. Расположение великого Б. (Б. делились на великих и малых) Амрагана к кн. Ярославу Ярославовичу и Василию Ярославовичу обеспечило первому победу над немцами, а второму — над новгородцами. Хотя князья и судились иногда перед ханом с Б., но тем не менее кажется несомненным то, что ссора с ними могла иметь для князей дурные последствия. Рассеянные по многим городам тогдашней Руси (великий Б. имел пребывание во Владимире) Б. зорко следили за поведением князей, вступались в их распри и доносили на них хану. Но при всем этом их влияние на внутренние дела Руси, по замечанию С. М. Соловьева, было незначительно, быть может, и оттого еще, что самое присутствие их здесь продолжалось недолго. После известия об Амрагане мы не встречаем на севере известий о баскаках и встречаем баскака только раз на юге, в Курской области, под 1284 г. Вместо них сами князья собирали дань и отвозили ее в Золотую Орду. С удалением Б., несомненно, ограничилось и влияние татарское как в материальном, так и в нравственном отношениях.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

После смерти князя Олега Рязанское княжество с каждым годом всё больше и больше утрачивало самостоятельность и подпадало под влияние Москвы. Преемники Олега Ивановича ничем себя не проявили, и их имена не оставили в истории никакого следа. Последним рязанским князем был Иван Иванович (1496-1543). В 1516 году Иван Иванович был посажен московским князем Василием III в тюрьму за то, что имел частые сношения с крымским ханом Мехмет-Гиреем и даже хотел жениться на его дочери. Но через некоторое время рязанскому князю Ивану удалось выбраться из темницы и в 1521 году бежать в Литву.
После этого в 1521 году Рязанское княжества вошло в состав Русского государства.

Городище Старая Рязань.
Городище Старая Рязань. Здесь возвышалась некогда великокняжеская столица Рязань, принявшая на себя в 1237 г. страшный удар Батыевой Орды Из книги «Благоверный князь Роман Рязанский.»
© ООО «Зёрна-Слово», 2019

Олег Полонский

Не нравитсяТак себеНичего особенногоХорошоОтлично (3 голосов, в среднем: 5,00 из 5)
Загрузка...

Оставьте комментарий