Про “Покров”

Вот и Покров пришел, праздник Владычицы Пречистой, – во всю землю Ее Покров. И теперь ничего не страшно. Все у нас запасено, зима идет, а мы ухитимся потеплей, а над нами Владычица, – т а м, высоко, за звездами.
Иван Шмелев Из книги “Лето Господне”.

Дети боярские XVI в. Раскрашенная гравюра (к изданию книги барона Сигизмунда фон Герберштейна «Записки о Московии»)
Раскрашенная гравюра (к изданию книги барона Сигизмунда фон Герберштейна «Записки о Московии»

Теперь про “Покров”, а Покров, друзья, сегодня – 14 октября. И Покров в Киркино – престольный праздник. И всех с праздником, конечно!
Престольный праздник – это праздник, который посвящён событию или святому, во имя которого освящены храм и престол в храме. Все знают, что церковь в Старом Киркино – Покровская. Конечно, подобные праздники в старину отмечались всем селом, готовились к таким торжествам заранее, традиционным были крестный ход и молебны. Было принято приглашать гостей и устраивать большие гуляния со всеми вытекающими последствиями. Но речь сейчас не об этом, и не о народных поверьях, и не о первом снеге. Сегодня мне хочется рассказать о том, почему церковь в Киркино именно Покровская и почему на картинке – три мужика на лошадях, а не что-то другое, ибо всему этому есть веские причины.
Согласно преданию, в конце 9 века на столицу Византии Константинополь напало вражеское войско, и только “Покров Богородицы” в эту тяжелую минуту защитил жителей города и помог им одержать победу над врагом. В самой византийской земле праздник в честь этого события не стал популярным, но на Руси он почитается до сих пор. У русских людей установилась традиция строить “покровские” храмы в честь побед на поле боя, и самый яркий пример этому – это Покровский собор на Красной площади, который более известен как храм Василия Блаженного, и освящен этот храм в честь святых, дни памяти которых пришлись на решающие бои за Казань.
Великий праздник Покрова особо отмечается Русской Церковью. Он установлен в память чудесного спасения Константинополя от нашествия врагов в Х веке. Когда жители города молились во Влахернском храме, прося Бога спасти беззащитный город от врагов, святой Андрей, Христа ради юродивый (родом славянин), и его ученик Епифаний увидели над головами собравшихся Пресвятую Богородицу, окруженную ангелами и сонмом святых, и блиставшую наподобие молнии славу Господню.

Преклонив колена, Пресвятая Дева со слезами молила за христиан Своего Сына. Закончив молитву, Она сняла с головы покрывало (омофор) и распростерла его над молящимися в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых. Обо всём этом народу поведали святые Андрей и Епифаний, а вскоре враги без кровопролития отступили от Константинополя.

В Греции этот праздник не отмечается так торжественно, как на Руси, хотя само событие, легшее в его основу, произошло там. Пути Промысла Божия непостижимы: славянину Андрею, ставшему святым в греческой земле, было открыто предстательство Матери Божией за весь христианский род, а этот праздник в Русской Церкви был установлен около 1164 года заботами святого князя Андрея Боголюбского, который в 1165 году построил известный храм Покрова на Нерли.

Церковный год. Сентябрь-январь.
Назидательное чтение для новоначальных

Владимир Немыченков

Чуть позже завершения строительства Покровского собора на Красной площади начинается и наша история. Вот как это было. В 1570-ом году царь Иоан Грозный разгромил Великий Новгород, посчитав его угрозой для “вертикали власти”, как мы сказали бы сегодня. По разным версиям от 10 до 15 тысяч жителей были казнены. Но некоторым повезло, и они были сосланы. Ссыльные из Великого Новгорода, а это были бояре, направлялись в строго определенные места жительства, места эти находились по периметру только оформлявшихся в то время границ Московского царства. Ссыльные должны были служить “живым щитом”: защищая свою жизнь от набегов врагов, они защищали и границу царства, живя на этой самой границе.
Одна из этих границ, наиболее опасная, проходила через те места, где сегодня Старое Киркино. Именно туда, а тогда это было просто дикое поле, были сосланы, по разным данным, 5-8 боярских семей с дворовыми людьми, именно они и стали основателями будущего села. Я говорю “наиболее опасная”, потому что через эти самые места много лет, через Тулу, совершали набеги на Москву и Рязань крымские татары – одна из главных военных проблем в то время для Московского царства.
Итак, в конце 16 века, примерно в 1580-1590-ых годах, образуется поселение с названием “Киркино”. Надо сказать, что примерно в эти же годы образуются и Грязное, и Поздное. Все эти села не были, конечно, главными защитниками этого направления, так как рядом стоял Михайлов, который огребал по полной от этих самых крымских татар уже не первое столетие. И этот Михайлов, который был тогда и стоит сейчас, это уже второй город, а первый эти самые крымские татары сожгли намного раньше описываемых событий.
Вы, конечно, смотрели чудесную советскую комедию про то, как Иван Васильевич меняет профессию. Там есть песня с такими словами: “едет собака крымский царь, собака!” И вот что интересно, эта песня – совсем не выдумка режиссера, а реальная песня тех времен, ей уже больше 400 лет, её в те самые времена записал английский посол, находившийся при дворе царя Иоана Грозного. Увёз текст в Англию, и в 19 веке эта песня всплыла из английских источников, теперь весь её текст можно найти в сети, и кроме всего прочего, там поётся и про рязанскую землю. Посвящена песня победе русского войска в Русско-крымской войне 1571-1572-ых годов, когда “собака крымский царь” (хан) собрался захватить Москву, сначала ему везло, но в 1572-ом году хан потерпел сокрушительное поражение, одновременно с этими событиями идут ссылки новгородских бояр по границам, и годами позже создается наше село Киркино.
Крымский хан, потерпев поражение в 1572-ом, оставил на какое-то время планы захвата Москвы, но почти ежегодно его набеги продолжали беспокоить и Тулу, и Рязань, и другие земли, и длилось это всё ещё очень долго. Приведу простой пример: прошло около 40 лет, шел 1616-ый год, летом этого года идёт очередной набег крымских татар в наши с вами родные места, они полностью разоряют и сжигают Поздное, которое вы все знаете и любите, они полностью вырезают и сжигают Грязное в 1616-ом году. На долгие годы эти места упоминаются в летописях как “пустоши”. Но вот что интересно, они доходят и до Киркино в этом же году, а в Киркино в 1616-ом году – и это известно точно – продолжают жить только 8 боярских родов. Конечно, семьи большие, у бояр дворовые люди с семьями, в общей сложности – это около 400 человек примерно, включая женщин и детей. И им каким-то чудом удается отбиться от татар. Конечно, у них есть боевой опыт, есть за что сражаться, но их в сущности не так много, однако известно, что все их фамилии выжили, как это получилось, я не могу понять. Однако так случилось. Скажу больше, уже через 50-60 лет одних только боярских семей будет уже более 70-ти. Село начнёт очень быстро развиваться. И это все в достаточно тяжелые и беспокойные времена постоянных оборонительных боев. Киркинцам необыкновенно везло в ратном деле.
И вот в это самое время они всем селом рубят первую в Киркино деревянную церковь. Она упоминается в документах с 1676-го года, но построена была немного раньше. Ну и в честь чего, думаете, ее освятили эти люди? В Киркино было по меньшей мере четыре храма, правда, один из них переносился с одного места на другое, и я посчитал его за два, но все эти церкви были покровскими церквями. Последняя церковь, которую вы все знаете, построена в 1880-ом году, в этом году ей исполняется всего лишь 140, точнее, уже исполнилось, так как она была освящена вот так же осенью, только 21-го сентября 1880-го года, самая молодая в округе из того, что сохранилось до наших дней. Но тоже покровская, так что всех киркинцев с праздником! Сегодня наш день.

Покровская церковь, 15 ноября 2020
Покровская церковь села Старое Киркино, 15 ноября 2020

Что еще могу добавить, в дальнейшем киркинцам пришлось участвовать почти во всех войнах, что вела Россия, я расскажу об этом, может, позже, но и там им везло вернуться живыми, родить детей, ещё много всего у них сложилось необыкновенно хорошо в самое тяжелое время. Я продолжаю искать тех 5-8 семей, которые были первыми в этом селе, ссыльные бояре. Одой из этих семей были Алабины, они прожили в Киркино не очень долго, потому что лет через 100 после ссылки основали свое родовое село Алабино в 40 вёрстах от Киркино, это село стоит до сих пор и процветает. А позже они перебрались в Подольск, потом в этой семье родится Пётр Алабин – первый губернатор Самары, в Самаре его могила в Иверском монастыре напротив знаменитого Жигулёвского пивоваренного завода и музей его имени.
Другой семьёй из самых первых была наша, Марковы. Самый ранний предок, которого мне удалось откопать, Фёдор Марков, примерно 1652 года рождения – это уже сын ссыльных родителей, до него я знаю очень мало. Зато после него я знаю все 17 поколений до себя, мой сын – уже 19-е. Семью Савостьяновых удалось откопать до 1700-х годов, но там фрагментами, все киркинцы, разумеется. Надо поискать Елшиных и Катин-Ярцевых, но руки у меня не доходят. С потомками Алабиных я общаюсь в Москве, но редко. Вот таким путем.
А на картинке изображены те бояре, что защищали границы Московского царства в 16-17 веке, поэтому она здесь.

Иван Марков, ноябрь 2020

Не нравитсяТак себеНичего особенногоХорошоОтлично (3 голосов, в среднем: 5,00 из 5)
Загрузка...

Оставьте комментарий