Май

Мы привыкли считать Первомай праздником общественно-политическим, и только. Это неверно. Рабочий праздник, день международной солидарности трудящихся, впервые отмечавшийся в 1899 году, был, по-видимому, сознательно приурочен к старинному народному празднику, весьма популярному у всех народов Европы – Первому мая, любимому празднику весны, зелени, цветов. В этот день повсюду шли весёлые гулянья, горожане выезжали “на природу”. Центральное ритуальное действие праздника заключалось в обряжании “майского дерева”, вокруг него водили хороводы и пляски. У некоторых народов (венгров, западных и южных славян) до сих пор жив обычай: юноши ставят перед домом любимой девушки украшенное “майское” дерево в любое время года. Оно – знак радости и надежды, а всё это необходимо людям не только в мае.
1 мая.Пасха.
Каждую весну православные христиане всего мира празднуют Пасху или Светлое Христово Воскресение. Хорошо известны пасхальные обряды: крестный ход, печение куличей и крашение яиц, обмен поцелуями – христосование. Пасхальные обряды сходны у всех христиан – православных, католиков, протестантов. В них нетрудно найти отголоски праздника древних скотоводов и земледельцев, приносящих в жертву богам плоды своего труда. На праздничном столе всегда присутствуют яйца, окрашенные как бы кровью жертвенных животных, кулич и творожная пасха. Испокон веков наши предки почитали яйцо как символ жизни и плодородия, символ Воскресения. Яйцами обменивались для того, чтобы только добро и свет проникали в наши души, а всё плохое, как скорлупа, в этот день отстало от человека. Пасхальное яйцо может свести порчу, охранить человека от сглаза. Если болит голова, то следует по солнцу поводить яйцом по голове, и оно вберёт в себя боль, устранит муки
Праздник Пасхи имеет одну особенность – он не имеет четкой ежегодной даты. Это объясняется тем, что в древности время считалось по лунному календарю: началом каждого месяца служил день новолуния. По лунному календарю он всегда приходился на одно и то же число, по нашему же, солнечному – на разные числа, и к тому же на разные дни недели. В 325 году. Первый Вселенский собор в городе Никее постановил праздновать Пасху по воскресеньям, а именно – в первое воскресенье, наступающее после первого весеннего полнолуния, и всегда после 21 марта – дня весеннего равноденствия.
Праздник Пасхи на Руси представляет собой радостное и торжественное событие. Не напрасно наши предки обставляли этот праздник особенными верованиями и обычаями. Праздник весны и пробуждения природы, соединяясь с религиозным великим торжеством, даёт ему особую прелесть: природа по народному убеждению, как бы сочувствует Воскресению Христа и выражает эту радость в своих явлениях. В древности праздник Пасхи отличался широкой благотворительностью. На Руси во время Пасхи государи посещали больницы и богадельни, не забывали и про тюрьмы. И везде чувствовалась царская милость. Царская амнистия касалась и разбойников, и воров, и даже убийц. А больницы и богадельни получали щедрые субсидии в виде даров, подношений и денег. Посещение святых мест и знаменитых монастырей включалось в пасхальную программу царской семьи. Простой народ также участвовал в путешествиях по ближним и дальним почитаемым религиозным местам, участвуя в крестных ходах и молебнах.
Всю пасхальную неделю длилось богомолье, сопровождавшееся щедрой раздачей милостыни нищим и увечным. В субботу заканчивались пасхальные торжества, в течение которых во всех храмах России круглосуточно были открыты царские врата в алтаре. Это означало, что Божья благодать непрестанно целую неделю будет осенять всех присутствующих в церкви и дарует им здоровье и благополучие. Следующее воскресенье после Пасхи по церковному календарю называлось Антипасхой, но в народе этот день называли Красной горкой.
Приготовление пасхальных блюд тщательным образом соблюдалось со времён принятия христианства на Руси. В средней полосе и на севере России, кроме яиц и творожной пасхи, освящают хлеб, называемый куличем.
Кулич пасхальный.
Молоко 3 стакана, мука 12 стаканов, дрожжи 50 г, яйцо 7 штук, сахар-песок 2 стакана, соль 1 чайная ложка, 1/2 стакана топленого сливочного масла; 1,5 стакана изюма, душистые приправы: одна палочка ванили, 10 орешков кардамона или 2 капли розового масла.
Накануне Пасхи, кулич необходимо было освящать в церкви, а в самый праздник вместе с крашенными яйцами угощаться им в кругу семьи.
В наши дни христианский праздник Пасхи по-прежнему очень популярен. Многие посещают церковь, освящают куличи, едут на могилы родных и близких. А праздничное пасхальное застолье в этот день можно наблюдать повсюду в каждом доме. Как и в прошлые времена, Пасха остаётся любимым народным праздником.
2 мая. Весна новина.
По древнему обычаю одевали весну в новину. Крестьяне развешивали в кустах вытканные холсты. И холсты брали силу первой зелени, вешней водицы. Глядя на майское солнце, думали наши предки и радовались, что передаётся сила красного солнца роду человеческому. А весна, наряженная в новину, в этот день красуется и людям себя показывает.
5 мая. День ведьминых хороводов.
По народному поверью, в этот день поутру стелили ведьмы на траву белое полотно и водили хороводы. К тому времени ведьмы “тяжелели”, то есть были беременными. И если случалось, что какая-нибудь женщина долго не могла забеременеть, а значит не имела детей, то должна она была втайне от родных до первых петухов идти к лесным полянам, искать ведьминого хоровода. Раздевалась и тихо становилась в хоровод, бросив рубашку на траву. А утром также тайно возвращалась домой. Считалось, что за это время рубашка впитает в себя чудесную силу, которая поможет женщине забеременеть. Отрывала она лоскуток от этой рубашки и давала утереться мужу. И после этого вскоре пропадало у неё бесплодие.
6 мая. Егорий вещий.
Егорий (Георгий) – скотопас, водопас.
Начало выгона скота на пастбища, половодье и разлив рек. Тёплый Егорий весну начинает. А Илья пророк (2 августа) лето кончает. Поутру хозяйка идёт к скотине. Бьёт вербой и говорит: “Как верба не сохнет, так и вы не сохнете, Богом данные скотинки”. Гонят детей босых на росную траву, наставляя каждого: “Будь здоров как Егорьева рос
8 мая. Красная горка.
Этот праздник в христианстве называют Аптипасхой, он отмечается ровно через неделю после Пасхи. А Красная горка – это чисто народное название. Означает оно возвышенное место, куда приходили гулять, радоваться весне. А ещё по древнему поверью, уходящему корнями в язычество, Красная горка – это место, где обитают души предков. В этот день открывалась земля, и вылетали души умерших. И можно было свидеться с ними. Приносили на Красную горку пироги, только что вынутые из печи. Вспоминали давно ушедших предков, свои родовые корни. А ещё на Красную горку начиналось заклинание весны, игры в горелки и вождение хороводов. Радовались теплу, ведь не за горами жаркое лето.
10 мая.Радуница.
Радуница по христианскому календарю – день поминовения родственников. Он приходится на 9-й день после прихода Пасхи, а значит, как и Пасха, не имеет постоянного места в календаре.
Касаясь истории древнерусских праздников, нельзя не отметить старинный обычай славян поминать своих умерших родственников. Этот день носит названия Радуницы или навий день. Слово это происходит от древнерусского “навь”, что означает “покойник”. Обычай поминать родных существовал у многих народов, как западных, так и восточных. Истоки происхождения Радуницы теряются в языческой культуре, где обрядам поминовения усопших придавалось огромное значение. По древней традиции в Радуницу на могилах родителей и близких родственников совершались ритуальные трапезы. На Руси в этот день народ приходил на погосты, приносил с собой лепёшки, пироги. При этом женщины с плачем и причитанием вспоминали своих родных. Нужно сказать, что причитания эти представляли собой целое искусство и совершались по особой традиции. Этот плач был не просто истеричным безмолвным припадком, а скорее всего печальной песней потери, лишения. Авторами таких причитаний преимущественно были деревенские женщины. Они, обливаясь горючими слезами, падали на могилу и распевным причитанием в форме старинных песен выражали всё, что имели на душе.
В старинные времена в день Радуницы на кладбищах вместе с родственниками присутствовали и скоморохи. Скоморохи происходят от скоморов или скомахов – народа, жившего на Дунае в 5 и 6 веках. По мнению некоторых историков, этот народ отличался бродячим образом жизни. Скорее всего, скоморохи вели бездомный и беспутный образ жизни, он ходили по сёлам и деревням, пели, плясали, потешали, как могли, народ и этим кормились. Поэтому им перепадало во время поминовения родственников, так как родные покойного были настроены в Радуницу миролюбиво и старались быть добрыми ко всем окружающим.
В христианстве Радуница совершается на первой неделе после Светлой седмицы (неделе), после Пасхи. В церквах по этому поводу проходят специальные поминальные службы, верующие идут на кладбища посетить могилы своих близких. Служится особый молебен, читаются поминальные молитвы. В храмы верующие приносят всякую еду и кладут её на общее специальное место, которое называется кануном. При этом на канун необходимо поставить свечку. Радуница в православии всегда достаточно активно отмечалась верующими, и в наши дни всё большее число людей стало соблюдать этот старинный обычай. Как и другие народные праздники, Радуница явила собой смесь язычества и христианства и прочно вошла в жизнь и быт русского народа.
13 мая. Яков тёплый
Коли был день тёплый, да и ночь выдавалась звездной, то крестьяне говорили? “К хорошему урожаю”. Тёплый день с дождём предвещал на полях обильные хлеба.
14 мая Еремей-запрягальник
По народному календарю отмечается Еремей-запрягальник. В это время обычно начиналась вспашка и засев полей яровым хлебом. На Еремея непогода – всю зиму промаешься. На Еремея и ленивая соха в поле выезжает. Если накануне солнце взошло ясно, то быть и всему лету ясным.
17 мая.Пелагея – воронья заступница.
В этот день , по поверьям, Пелагея оберегает малых воронят, учит их уму-разуму.
18 мая. Арина (Ирина) рассадница.
В это время обычно приступали к посеву капусты в рассаду. Говорили при этом: “Не будь голенаста, будь пузата, будь пустая, будь тугая”.
20 мая.Купальница.
Прогоняют в этот день лошадей по речной воде. С утра полные вёдра воды выставляют на мостки, а в полдень окатываются согретой солнцем водой. Это жаркое время сева. Надо не упустить время, да и силу не растерять.
22 мая.Николай весенний.
К этому времени всё чаще всего появляется первая зелень на лугах. От Николы остаётся 12 холодных утренников.
24 мая.Мокий Мокрый.
В этот день о лете гадали: “Солнечный восход багрян – лето с грозами идёт”. А когда на Мокия было мокро – то и лето, считали, будет мокрым.
25 мая. Рябиновка.
Зацветает рябина. Женщина , рожденная в этот день, надевала красный сарафан. Она слыла доброй хозяйкой, была голосистой, вела хороводы. В каждом доме заклинали рябину уберечь избу от молнии, от пожарного лета.
26 мая.Лукерья комарница.
В это время появляются первые весенние комары, а значит, по приметам, пора сеять рожь. Много комаров – к хорошему овсу. Комар покоя не даёт – вечером со двора гонит, пастуху заботы прибавляет.
27 мая.Сидор с ветрами.
Во второй половине мая начинает дуть холодные, северные ветры, которые продолжаются две недели. Славен Сидор северными ветрами, не отпускает их от себя. Заморозки ходили повсюду до этого дня. В старину говорили: ” Не плошай, сей, поспешай”.
28 мая.Пахомий.
С этого дня начинаются по-настоящему тёплые дни. В воздухе чувствуется дыхание предстоящего лета. Ведь недаром же говорили: “Пришел Пахом – запахло теплом”.
31 мая.Федот.
В этот день на селе обычно завершали посадку огурцов. Наступали по-настоящему тёплые, солнечные дни. Природа полностью ожила, и все растения уже распустились. Отсюда поговорка: “Придёт Федот – последний дуб листы развернёт”.
Кирилл и Мефодий
В народном календаре мая есть ещё одна дата, напрямую никак не связанная с народными праздниками. Но значение этой даты велико в истории Руси. Это 24 мая. В этот день православная церковь отмечает память Кирилла и Мефодия, учителей словенских. Выдающийся византийский ученый Константин ( в монашестве Кирилл ) и его брат Мефодий прославились тем, что впервые создали славянскую азбуку и перевели с греческого на славянский язык книги Священного Писания и основные богослужебные тексты. С принятием христианства Русь получила свою письменность, что положило начало развитию просвещения и грамотности. В частности, благодаря появлению письменности, устное народное творчество было перенесено на бумагу. Записанные народные приметы, пословицы, поговорки, сказки, праздники, обряды и обычаи, таким образом, не затерялись в глубине веков, а сохранились и дошли до наших дней.

 

Олег Полонский
Не нравитсяТак себеНичего особенногоХорошоОтлично (Еще никто не голосовал)
Загрузка...

Оставить комментарий