Рождество Господне

Рождество Христово. Андрей Рублев 1405 г. 81x62 см икона. Праздничный чин Благовещенский собор Московского Кремля
Рождество Христово для Православной Церкви – это второй по величине праздник после Пасхи. В разных станах мира дни Рождества Христова имеют разное название, вот например, в Германии – святые вечера, в Англии – кэролы, в Украине – коляды, а в России – святки. История праздника Рождества Христова родилась вместе с приходом на Русь христианства. Это один из самых почитаемых и главных праздников на Руси.
По преданию в этот день в небольшом городке Вифлееме произошло небывалое событие – родился Сын Божий Иисус Христос сверхъестественным образом от Девы Марии, Богородицы. Младенец лежал в пещере-вертепе на простой соломе.
Придя не землю, Христос не был встречен почетом, знатностью и богатством. У Него даже не было колыбели, как у всех детей, не было и пристанища – Он родился за городом, в пещере и был положен в ясли, куда кладут корм для животных.
Первыми гостями божественного младенца были не цари и вельможи, а простые пастухи, которым Ангел возвестил о Рождестве Христовом. Пастухи первыми поспешили поклониться новорожденному Богу-Спасителю. В это время с дарами новорожденному Христу шли древние мудрецы – волхвы с востока. Они ждали, что вскоре на землю должен прийти великий Царь Мира, а чудесная звезда указала им путь в Иерусалим. Волхвы принесли Младенцу дары: золото, ладан и смирну. Эти дары имели глубокий смысл: золото принесли как Царю в виде дани, ладан как Богу, а смирну как человеку, который должен умереть (смирной в те далекие времена помазывали умерших).
Рождество
Без мук Младенец был рожден,
А мы рождаемся в мученьях,
Но дрогнет вещий небосклон,
Узнав о новых песнопеньях.
Не сладкий глас, а ярый крик
Прорежет темную утробу:
Слепой зародыш не привык,
Что путь его подобен гробу.
И не восточная звезда
Взвилась кровавым метеором,
Но впечатлелась навсегда
Она преображенным взором.
Что дремлешь, ворожейный дух?
Мы потаённы, сиры, наги…
Надвинув на глаза треух,
Бредут невиданные маги.
Михаил Кузмин, 1921
Православная рождественская служба совершается ночью, в тот же час, когда произошло само событие – рождение Христа, и заканчивается под утро.
Уставшие и радостные люди собираются под семейным кровом для долгожданного праздничного угощения, разговения после поста. Русский рождественский стол издревле у людей скромного достатка представлен печеной или жареной бараниной, свининой, домашними колбасками, солониной, лапшой с гусиными потрохами. Запивали всё это квасом и крепким пивом. Любили закусывать копченой птицей – утками, гусями, а также ветчиной и вяленым мясом. Заезжие иностранцы дивились невиданной дешевизне съестных припасов на Руси в 16-17 веках. Праздничное народное питьё состояло из простонародного крепкого пива, огромного количества различного вида квасов, ягодных морсов, медовухи и виноградных вин, а также водки. А вообще выбор блюд для праздничного стола зависел от традиций и местных обычаев.
Сразу же после празднования Рождества вплоть до Крещения(19 января) наступал особый период, называемый святками. Святки – наиболее почитаемый праздник у славян, который сопровождался богатым выбором обычаев, обрядов, примет и гаданий. Святки или святые вечера – это дни веселья и священного торжества, приуроченного к христианскому празднику Рожества Христова. Эти дни называются ещё мясоедом. В этом празднике можно наблюдать смешение старинных языческих обрядов с некоторыми евангельскими эпизодами жизни Иисуса Христа. Языческие святки всегда сопровождались гаданиями, играми, наряжанием и прочими забавами, и эта сторона праздника не имела ничего общего с христианскими представлениями о смысле евангельского праздника. Само слово “святки” говорит нам о святости дней в связи с великим событием в христианском мире – рождением Иисуса Христа. Но в глубокой древности зимние святки представляли собой длительный период заклинаний, во время которого подводились итоги прошедшему году и проводились заклинания на все 12 месяцев следующего года с пожеланием богатого урожая. Длились святки 12 дней.
Из книги «Поздравительная открытка в России (конец XIX века - начала ХХ века«
Исследования свидетельствуют, что языческие святки заимствованы у греков. Ежемесячные римские праздники (календы) стали известны на Руси по переводной литературе. От этого слова произошла народная форма понятия “коляда”. Возможно, этот термин связан с понятием “круга солнца”. Это слово прочно укоренилось практически у всех славянских народов: у русских, украинцев, сербов, болгар, чехов.
У древних славян также существовали свои ежемесячные праздники наподобие римских календ. Такие коляды-календы предусматривали обязательный сбор продовольствия у жителей той местности, где совершалось празднество, а также заклинания с целью будущего изобильного года. Эти праздники были посвящены древнему божеству – богине плодородия Макоше, которая являлась предшественницей христианской Параскевы-Пятницы.
История календ и коляды приводит к мысли, что в этом обряде отразился весьма архаичный пласт представлений древних народов не только славянского происхождения, но и Западной Европы. Календы существовали у греков и римлян, и обычай наряжаться и надевать маски ещё длительное время продолжал жить в Европе, несмотря на преследования со стороны христианской церкви. Сначала календы отмечались каждое начало месяца, но римский император Юстиниан расширил празднование январских календ на всё время зимних святок – от Рождества до Крещения. А поскольку этот период был эпохой теснейших связей с Византией, то обычай отмечать святки в начале каждого года перебрался в славянские земли.
Сам обряд колядования у русских язычников начинался 24 декабря. Люди начинали славить Коляду. Некоторые источники считают, что Коляда был древним богом пиршеств и мира, но этому нет прямых доказательств. В период колядования группа людей ходила по дворам, пела заклинания и пожелания всяких благ каждому дому. При этом был обязателен сбор съестных припасов в общий мешок, которые потом съедались участниками обряда.
Ряженые
Одной из характерных черт колядования и других святочных игр является ряжение – надевание тулупов шерстью вверх, ношение звериных масок, шумные карнавальные пляски в домах и на улицах. В этих играх у колядных костров принимали участие и женщины, что подтверждает связь праздника с культом богини Макоши. Ритуальные маски изображались на серебряных браслетах, до наших дней дошли и подлинные маски, сделанные из кожи. Эти маски обшивались мехом или какой-нибудь материей для того, чтобы придать маске вид того или иного животного. Маскарады продолжались все зимние святки, приобретая особый размах от первого до шестого января. Во время игрищ производились самые разнообразные обрядовые действия, причем смешение обрядов было настолько сильным, что в наше время не удается установить какую-нибудь систему в обрядах в период святочных дней.
Многие эпизоды новогодних увеселений восходят у славян к разным обрядам. Здесь и сожжение чучела, и сноп, связанный с месяцем жатвы – августом, и соломенная кукла (март). Песни и обряды в период святок вбирают в себя элементы других праздников на протяжении всего года.
В святочные обряды обязательно входило гадание, при помощи которого по каким-нибудь особым искусственным или естественным знакам старались определить своё будущее. Впоследствии, когда на Руси стало распространяться христианство, само гадание постепенно стало превращаться в вид ворожбы. Ворожба же представляла собой действие сверхъестественных враждебных сил и приравнивалась к колдовству, а значит и к бесовскому занятию. Гадание преследовалось церковью, и оно стало постепенно превращаться из языческого обряда в народную забаву. В святочные дни гадание было широко распространено среди народа.
Время гаданий и заклинаний будущего урожая – ночь под Новый год и первое января будущего года. Под руководством 12-ти стариков производились различные обряды и пелись песни в честь “славы хлебов”.
Иван IV Васильевич Грозный — русский царь. Гравюра. 1890-е гг.
Другая тема новогодних гаданий – это замужество, тут гадали на зеркалах, на снах, под окном, при помощи лучины – все эти виды гаданий преследовали в сущности одну цель – узнать своё будущее и свою судьбу. Из древности до нас дошло огромное количество самых разнообразных форм гаданий, которые в святочные дни совершались обычно вечером или ночью.
Надо отметить, что вообще на Руси святки, ряжения, маскарады пользовались огромной популярностью среди народа и даже во времена распространения христианства. Церковь, конечно, всячески преследовала языческие игрища ряженых, но окончательно вытравить веселые святочные проделки и маскарады не смогла.
Русская история указывает нам, что и сам царь Иван Грозный со своими опричниками принимал участие в святочных играх, надевал маски и личины подобно скоморохам и даже казнил своего приближенного Репнина за то, что тот отказался от маскарада. Царь Пётр Первый тоже любил святочные игры и сам активно участвовал в них. Он приказывал наряжать своих приближенных в различные одежды и в сопровождении хора певчих ходил с ними к боярам по домам славить и колядовать.
В разных областях Руси святки имели свои особенности и свои названия. Так, в Новгороде людей, которые ходили до Крещения ряжеными по городу в те дома, где были выставлены зажженные свечи на окнах, называли окрутниками. Окрутники тешили народ шутками, представлениями, плясками и песнями. Под Москвой существовал обычай называть сочельник “колядой” и в ночь на Рождество возить в санях девушку, одетую поверх зимней одежды в рубашку. Её и выдавали за коляду.
Святки, как и канун Рождества, всегда были наполнены радостью и весельем. В наши дни святки сохранились как христианский церковный праздник, несмотря на то, что в нём присутствуют элементы древних языческих культов и связанных с ними обрядов. В течение веков народные и церковные установления настолько тесно переплелись, что в настоящее время их трудно различить. Но, тем не менее, этот симбиоз язычества и христианства является характерным для русских традиций.
В наши дни праздник Рождества Христова отмечают в основном верующие, хотя это в России теперь общевыходной день. Многие люди, не считая себя особенно верующими, отмечают Рождество по традиции, не вдаваясь в мистический и религиозный смысл праздника.

Олег Полонский
Не нравитсяТак себеНичего особенногоХорошоОтлично (Еще никто не голосовал)
Загрузка...

Оставить комментарий