В древней Руси Белобога представляли мудрым седовласым старцем с большой седой бородой, а Чернобога — наоборот уродливым тощим «кощеем».Тем не менее, Белобога и Чернобога почитали в равной мере.
Белобог почитался как у восточных, так и у западных славян. В Померании возвышается гора, которая называется и сегодня называется Белобогом. В Польше это такие места, как Бялобоже и Бялобожница, в Чехии — Беложице, на Украине- Белбожница. Недалеко от Москвы, рядом с селом Радонежем, в старину существовало святилище Белобога, а в Костроме даже православный Троице-Белобожский монастырь сохранил в своем названии имя древнего бога света и тепла. Память о светозарном боге запечатлена в названии урочища Белые боги, на севере от Москвы, недалеко от Сергиева Посада.
Белбог или как его ещё называют Белобог и Белун — это бог добра, удачи, счастья, блага и света. Он символизирует чистое весеннее небо, ясную солнечную погоду, радость света и весны. Святилище Белобога находилось на открытом холме, освещенном солнцем, и украшалось многочисленными золотыми и серебряными предметами, которые отражали солнечные лучи и даже ночью озаряли святое капище бога.
«На белой Руси не без добрых людей», — издревле говорили в народе, именуя белым и Отечество свое, и царя, и веру. А белый свет всегда был воплощением мира и добра на земле и в небесах.
Белобога особенно почитали в Белоруссии. Там его звали Белуном и твердо верили, что если человек заплутает в лесу, то его обязательно спасёт и приведёт домой седобородый старец — бог Белун, который сияет ярким светом и излучает доброту и тепло. Так и говорили:»Темно в лесу без Белуна». Да ещё осенью с приходом темных вечеров в деревнях на посиделках распевали: «Хоть и светит в небесах луна — Ох, темно в лесу без Белуна!».
А ещё Белобога считали покровителем богатства и плодородия. Верили, что во время жатвы Белобог приходит на поля и помогает жнецам в работе. В Белорусии существовало поверье, что во время полевых работ среди колосьев ржи неожиданно появляется Белобог с сумкой на плечах и подзывает к себе кого-нибудь из бедняков. Подощедшего он просит утереть себе нос и, если тот испоняет его просьбу, то из сумки на землю сыплются деньги, а сам бог исчезает.
Наши далёкие предки делили мир на две половины: добрую и злую, дружественную и враждебную человеку. Враждебную сторону олицетворял Чернобог.
Чернобог — ужасное божество, начало всех злоключений и пагубных случаев. Чернобог изображался облаченным в броню. Имея лицо, исполненное ярости, он держал в руке копье, готовое к поражению или больше — к нанесению всяких зол. Этому страшному духу приносились в жертву не только кони и пленные, но и нарочно предоставленные для этого люди. А как все народные бедствия приписывались ему, то в таковых случаях молились ему для отвращения зла. Обитает Чернобог в аду. Вечно сражаются Чернобог и Белобог, победить друг друга не могут, сменяют друг друга день и ночь — олицетворение этих божеств. Гнев Чернобога могут укротить только волхвы.
Чернобог или черный Змей, Кощей у древних славян считался повелителем Тьмы и Темного царства. Это бог холода, зла, смерти и уничтожения, с Чернобогом связаны все несчастья, беды и горести. Этот бог приносил разрушение и гибель. Чернобог изображался в виде человекоподобного идола, с серебряными усами. Ему приносили жертвы перед началом каких-либо важных дел, обычно связанных с военными походами. Чтобы поход закончился удачно, Чернобога надо было умилостивить кровавыми жертвами. Для этого убивали людей и животных: пленных рабов и коней.
Арабский историк и путешественник десятого века так писал о Чернобоге:»… в здании на черной горе они (славяне) имели большого идола в образе человека или Сатурна, представленного в виде старика с кривой палкой в руке, которой он двигает кости мертвецов из могил. Под правой ногой находятся изображения разнородных муравьев, а под левой — пречерных воронов, черных крыльев и других «. Другой исследователь древних славян Петр Альбин в «Миснейской хронике» говорит: «славяне для того почитали Чернобога, как злое божество, что они воображали, будто всякое зло находится в его власти, и потому просили его о помиловании, они примиряли его, дабы в сей или загробной жизни не причинил он им вреда».
Тем не менее, Белобога и Чернобога почитали в равной мере. В Померании возвышается гора, которая называется Белобогом. В Польше сохранились названия Бялобоже и Бялобожница, в Чехии — Беложице, в украинской Галиции — Белбожница. В Московской области, рядом с селом Радонежем, в древности существовало святилище Белобоги, от которого осталось только название.
Деревянное изваяние последнего в виде человекоподобного зверя с рунической надписью на языке поморских славян: «Царни бу» («Черный бог») — долгое время стояло в немецком городе Гамбурге. Чернобога считали злым.
Братья Белобог и Чернобог всюду следуют за человеком и записывают в книги судеб все его дела, добрые и злые. Позже их заменили ангел-хранитель, стоящий за правым плечом, и черт — за левым.
Олег Полонский, 2009 г