Вовсе не страшны ни зной, ни слякоть…

В путь
Вот и наступило время нашей очередной экспедиции. Замученные работой, учебой, мелкими неурядицами, нескончаемой московской суетой, в этот раз не смогли выбраться с нами на природу журналист и фотокорреспондент, их функции пришлось совмещать оставшимся членам команды.
Старое Киркино встретило нас теплой солнечной погодой. По дороге подвезли из Голдино до Павелково мужчину, возвращавшегося с работы. Он поведал, что дождей в этих краях не было уже четыре дня. «Вот и хорошо, и пусть еще семь дней не будет», — подумали мы. Наученные горьким опытом недавней поездки, по приезде мы сразу же вынесли постельное белье на улицу для проветривания. Разобравшись с прочими повседневными делами и приготовлениями к нормальной жизни (такими как настройка телевизора на оба канала и разжигание печки, которая, судя по всему, раньше подрабатывала газовой камерой в Освенциме), мы замыслили составить примерный план действий на время пребывания в нашей усадьбе (главной задачей в нём было вернуться домой на машине, а не пешком). К вечеру, за чашкой ароматного натурального черносмородинового чая, Андрей сел модерировать гостевую книгу нашего сайта и листать электронную почту (да, на этот раз мы привезли с собой Интернет!). Закончив с делами, мы повалились спать.
Прохладное утро встретило нас редкими лучами солнца и легким осенним бризом. В первой половине дня предстояло устранить течь в крыше и расчистить дорогу на задний двор, заваленную деревьями еще с прошлой зимы. К полудню стало тепло, как летом, и после обеда мы решили посетить Сивцеву Иринку, что бы потом поехать за грибами.

Сивцева Ирина, сентябрь 2009
Сивцева Ирина, сентябрь 2009

С Иринкой долгого разговора не получилось, она к нашему общему сожалению уже собралась уезжать в Рязань. На всякий случай взяв с неё расплывчатое обещание прислать свежих фотографий и, распрощавшись, мы взяли курс на Покровское.
Здесь действительно достаточно давно не было дождей, поскольку из того невеликого числа грибов, которые мы нашли, все были сушено-недожарены. Жаль, что сразу солёными грибы тут не растут. На обратном пути мы несколько раз останавливались, чтобы запечатлеть прекрасные виды, открывавшиеся с холмов, и насладиться живой природой. Здесь можно целый день лежать на спине, покусывая стебелек кашки, вдыхать запах травы, улыбаться небу и наслаждаться вечным праздником. Ведь у «природы нет плохой погоды».
Тут словно между прочим, сказал я невпопад, что неплохо было бы поскорее добраться до дома и наконец-то поужинать, ведь нас ждал недельный запас шашлыка и тортиков. Чем полностью разрушил нежное очарование момента. Но больше просто невозможно было терпеть. На этот глас народа господин Великий и Могучий координатор сказал: «Щас приедем, тяп-пяп — и всё готово». Так оно впоследствии и случилось. Хорошенько, подкрепившись, мы провели осмотр отремонтированного участка крыши, который показал, что привезенная мастика застывать и не собирается. Впрочем, это нас совсем не расстроило. Посчитали, что если до зимы она не засохнет, то уж замерзнет обязательно. Изрядно устав за день, мы решили пораньше лечь спать, ведь завтра с утра нужно было ехать в г. Михайлов.
Поездка в Михайлов по дате совпала с отсутствием на рабочем месте автомобильных тормозов. Наверное, они взяли денёк «за свой счет», только вот забыли об этом предупредить. Собственно, поняли это мы уже в самом Михайлове. Достаточно быстро решив все рабочие моменты в РЭС, мы отправились на поиски автосервиса, коей и нашли на выезде из города. Там мастер, приговорив тормозную трубку, устранил неисправность за пятнадцать минут, ибо с собой у нас совершенно случайно оказался комплект этих самых трубок. На обратном пути мы приобрели на михайловском рынке два литра парного коровьего молока, которого в Москве нигде не купить.
В гостях у Константина Ивановича Маркова
В гостях у Константина Ивановича Маркова

Согласно составленному ранее плану, сегодня предстояло посетить Константина Ивановича Маркова, а затем съездить в деревни Александрово и Волшута. Константин Иванович встретил нас радостно, пригласил на чай в сад, так как раз в этот момент отключили электричество, и за столом в тени старой яблони рассказывал нам о событиях как давно ушедших дней, так и о современной жизни села.
От Константина Ивановича, мы поехали в деревню Александрово. Хочется заметить, что путь в эту деревню для нас никогда не был так прост, как кажется на первый взгляд. И вроде бы находится она всего в трёх километрах от Старого Киркино, и вроде бы дорога ведет туда наезженная и прямая, но доселе нам ещё ни разу не удавалось ни доехать до нее, ни дойти. Вот и сегодня сначала мы, непонятным образом, выехав из Грязного, заехали в него же со стороны железной дороги. Вернувшись, мы свернули на другую дорогу, которая привела нас к указателям «Внимание! Пасека!»,»Осторожно! Пчелы!»
Недоуменно переглянувшись, мы на всякий случай закрыли все окна и продолжили движение. Скоро и эта дорога закончилась, а на поляне открылись следы кочевой пасеки. Ехать дальше было просто некуда, пришлось вернуться в место отправления. Третья дорога, на которую мы свернули, уж точно должна была привести в Александрово. По крайней мере, пять лет назад она вела именно туда. Мы проехали по ней где-то с километр, и что вы подумали? Правильно — и эта дорога так-же закончилась ничем. Попытка развернуться нам удалась лишь с пятого раза. Под высокой травой абсолютно ничего не было видно, зато там находились колеи, раскатанные когда-то давно тракторами типа «Белаз» и «Беларусь». В очередной раз вернувшись на исходную позицию, мы решили поехать по самой надежной дороге, которая по нашему мнению уж точно ведёт в Александрово. Только-вот начиналась она аж от Старого Киркино. На этот раз обошлось без эксцессов, и через несколько минут нам привиделись крыши каких-то построек.

Петрухин Виктор Владимирович и Гаврилина Полина Васильевна, 2009 г
Петрухин Виктор Владимирович и Гаврилина Полина Васильевна, 2009 г

Но дорога упорно шла вокруг деревни, и нигде не было видно въезда. Сделав пару кругов почёта, Кормщику пришла в голову гениальная идея — ехать помедленнее. И действительно, вправо от дороги отходил совсем незаметный поворот, который наконец-то и привел нашу многострадальную «экспедицию» прямо в середину деревни.
Дома в Александрово расположились вокруг двух прудов, ныне заросших, но живописных. Пока мы фотографировали с плотины меж двух этих прудов-болот, к нам подошли местные жители Петрухин Виктор Владимирович и Гаврилина Полина Васильевна.
Полина Васильевна себя местной жительницей не считает, хотя сама переехала сюда в 1957 году. А вот Виктор Владимирович тут родился и поведал нам, что раньше здесь было 180 домов, свой совхоз «Коммунар», а сейчас осталось всего три местных жителя. Дома в Александрове в большинстве своём кирпичные — в отличие от Старого Киркина, где кирпичных построек, пожалуй кроме церкви, не было замечено. Откланявшись, мы поехали в сторону заброшенной более тридцати лет назад деревне Бобрики. Неподалеку от Бобриков находится песчаный карьер. Дорога туда раскатана самосвалами и ей можно пользоваться как «ямой» для ремонта, но если у Кормщика есть цель, то остановить его не так-то просто. Добравшись до карьера, Андрей, в принципе, взрослый, солидный молодой человек, с визгом детсадовца младшей ясельной группы бросился пускать песчаные водопадики.
Водопадики 2009
Там же, в карьере, обнаружилась достаточно большая нора некоего невиданного животного. Поинтересовавшись на всякий случай у тов. Координатора, быстро ли он умеет бегать, Андрей полез фотографировать эту нору.
Потом, сделав несколько обзорных кадров кустов, некогда бывших деревней Бобрики, мы взяли курс на Волшуту. Дорога шла вверх-вниз, вверх-вниз, вверх-вниз, а Волшуты так и не было видно. «Странно… я думал, что это совсем близко», — задумчиво произнес Сергей, мечтательно глядя вдаль.… И вдруг совершенно неожиданно поднявшись на очередной холм перед нами открылась панорама деревни. Эх! Красота!. Лично мне Волшута почему-то напомнила Новое Киркино, для тех, кто знает о чем речь.
Единственное отличие — рядом с Волшутой проходит на насыпи железная дорога, а в Новом Киркино ее нет. Очень захотелось вживую увидеть Волшутский полустанок, и мы поехали в сторону железной дороги. Дорога дошла до насыпи в месте, где расположен железнодорожный мост через ручей Студенец, и через брод уходила куда-то вверх. Андрей, остановившись перед бродом и посмотрев под мост, на секунду задумался и изрек: «То не просто брод рядом с мостом. Это Т-образный перекресток!» Много различных мыслей пронеслось в этот момент в голове у Координатора, но одна практически светилась на его на лбу: он явно серьёзно засомневался в этот момент в психическом здоровье Кормщика. Но Андрей был непоколебим. «Поеду на разведку», — сказал он и, попросив Координатора выйти, завел машину и свернул прямо по речке под мост.
Координатор одиноко остался стоять с этой стороны железной дороги. Минут пять спустя он увидел свет фар из тоннеля. Да, это был Кормщик! Он возвращался! Выехав на сухое место, он заглушил машину и радостно изрек: «Я же говорил!!! Там дорога! Это переезд! Поехали — вернемся домой через Грязное». «Ну поехали…» — тяжело вздохнул Координатор.

Т-образный перекресток, 2009 г
Т-образный перекресток, 2009 г

Но не тут-то было. Машина, основательно вжившись в роль сельского «Титаника», наотрез отказывалась заводиться. Андрей успокоился только когда посадил аккумулятор, и теперь, казалось бы, ничего не оставалось, кроме как ждать помощи от какой-нибудь мимо проезжающей машины. Но, о чудо! Кормщик извлек из багажника запасной аккумулятор (который, как и тормозная трубка, разумеется, оказался там совершенно случайно), и машина сразу же завелась. Еще раз преодолев переправу, мы выехали на дорогу, пересекающую поле, и скоро увидели церковь деревни Половнево.
Выбравшись наконец по практически отвесному склону (Координатор: «А мы тут поднимемся вообще?», Кормщик: «Да я буду не я, если не поднимемся!») на асфальтированную дорогу, доехали до Грязного и свернули на проселочную дорогу, ведущую к дому. Усталые, но очень довольные собой, мы поужинали и свалились спать, ведь завтра нас ждал новый день и новые приключения.
На следующий день мы отправились в поселок свх. Ильича. К сожалению, библиотека оказалась закрыта, а местная церковь находиться в таком ужасном состоянии, что для того, чтобы просто ее сфотографировать, пришлось достаточно долго лазать и ползать по зарослям крапивы.
Оказывается, за останками церкви сохранилось заросшее старое кладбище (новое кладбище в поселке свх.им. Ильича находится в другом месте). Немного расстроившись, мы отправились в Финяево к уже знакомому Вам, уважаемые посетители, Александру Тимофеевичу Гусарову.

Александр Тимофеевич Гусаров, 2009
Александр Тимофеевич Гусаров, 2009

Встретил он нас радостно, оказалось, что он нас прекрасно помнит и даже читал очерк Олега о поездке 2007 года. Его ему прислала дочь художника, которая живет сейчас в Санкт-Петербурге. Интервью, которое он нам дал, обязательно увидит свет в ближайшем будущем на нашем сайте.
После Финяево мы взяли курс на Федоровку, где мы, немного поплутав и так и не встретив ни единого жителя, сделали несколько снимков и покинули этот населенный пункт.
Надышавшись свежим душистым воздухом, наш экипаж направился в сторону дома, немного подкрепиться. На одной из множества проселочных дорог, на поле, которое давно уже никто не обрабатывает, мы увидели множество совсем молоденьких сосенок. У меня возникла идея посадить сосновую аллею около дома. Сказано — сделано. В багажнике нашлась лопата (как всегда — случайно), и мы аккуратно выкопали три лесных красавицы, чтобы посадить их у своего дома.
Согласно плану на сегодня, после обеда нужно было заехать к Игорю Александровичу Полянскому. Поговорив с интересным собеседником — засобирались домой.. На обратном пути мы подвезли его до соседского домика и направились заниматься посадкой аллеи.
Среда и четверг были посвящены ожиданию электриков, чтобихподбросилоиперевернуло, поэтому мы занялись повседневными делами, такими как покос травы, опил яблонь, покол дров, обрез малины. В среду с утречка мы так лихо схватились за топоры, пилы и косы, что к вечеру с непривычки уже напоминали восковые фигуры. Каждое движение давалось с огромным трудом. В четверг мышцы более или менее привыкли к физическому труду, так что нам удалось завершить начатое. Периодически над нами вальяжно и неторопливо, со звуком едущего запорожца рассекал пронзительно-голубую небесную гладь ржавый кукурузник.
После распила упавших весной деревьев передний двор напоминал склад фабрики по изготовлению Буратин.
Все это предстояло еще и поколоть. Вот тут-то наконец-таки и приехали электрики и поставили нам счетчик. На радостях мы побросали топоры и пилы и отправились к Евгению Михайловичу Савостьянову. Он поведал нам интереснейшую историю. Оказывается, в усадьбе князя Гагарина была огромная конюшня с фонтанами, а в лесу рядом с ней — ипподром. Еще немного пообщавшись с Евгением Михайловичем, мы отправились домой, на пятницу была запланирована очередная поездка в Михайлов для решения насущных бытовых проблем.
Яркие солнечные лучи и свежесть раннего утра с лихвой компенсировали все минусы раннего подъема. Выехав из Павелкова, мы увидели человека, в руках которого блестело на солнце что-то, напоминающее лыжные палки. Приблизившись, Кормщик с удивлением понял, что это — лыжник, а блестели действительно палки, которыми он отталкивался от асфальтового шоссе. Несмотря на то, что мы тоже поднимались в гору, лыжник ни чуть не приближался и продолжал держать дистанцию. «Врёшь, не уйдешь!», — сказал Кормщик и втопил педаль газа. Машина затряслась, мотор натужно взвыл, и силуэт лыжника стал заметно увеличиваться. Координатор активно щёлкал фотоаппаратом во все стороны, так что теперь у нас есть куча фотографий неба, асфальта и просто не пойми чего и ни одной фотографии лыжника . «А-ха-ха!», — вскричал Кормщик, и вот уже лыжник позади. . Тут-то мы и заметили, что за машиной тянется шлейф дыма. «Подбили, гады!», — с досадой сказал Кормщик, притормаживая. «Горим! Горим!», — заорал Координатор, выскакивая из автомобиля и бросаясь к багажнику. Как признался позднее Координатор, он ожидал, что Андрей достанет новое колесо, но в волшебном багажнике оказалась всего лишь канистра с водой, замещавшая на рабочем месте огнетушитель. Делать нечего, прихрамывая на одно колесо и оставляя за собой шлейф едкого дыма, мы добрались до сервиса, где за час нам устранили эту не критичную, но очень неприятную неисправность.

Преображенская церковь села Поздное, 2009
Преображенская церковь села Поздное, 2009

Посетив несколько организаций, прямого отношения к нашей краеведческой деятельности не имеющих, мы направились в Грязновскую сельскую библиотеку. Заведующая библиотекой, Клавдия Ивановна, встретила нас радостно. За два года особых изменений в жизни сельской библиотеки не произошло. Периодически присылают новые издания из Рязани, а вот недавно в библиотеке отключили свет. Совсем. За неуплату. Денег у библиотеки нет, и электрики (и тут они!) собирались было срезать провода, но их упросили этого не делать, чтобы не платить потом ещё и за новое подключение. Клавдия Ивановна покопалась в закромах, и для нас нашлось несколько интересных новостей. Распрощавшись и наобещав по бартеру прислать имеющиеся у нас материалы о Грязном и окрестностях, мы отправились в с. Поздное, чтобы исправить недочет в нашей фотогалерее. А то в Поздном церковь есть, а у нас ее в фотогалерее нет. И никто не присылает.
Проведя фотосессию поздновской церкви, мы поехали домой, так как времени было уже много, а нам пора было собираться в Москву.

Андрей Павлов, сентябрь 2009 г.
Не нравитсяТак себеНичего особенногоХорошоОтлично (5 голосов, в среднем: 5,00 из 5)
Загрузка...

Оставьте комментарий