Из всех известных языческих богов Руси кентавр Китоврас является наиболее загадочным творением древнего мироощущения.
Легенды о Китоврасе относятся к древнейшим временам и известны многим народам, входящим в индоевропейскую общность. Только в каждой стране свои названия и своя интерпретация. В Индии это предания о Ганд-харвах, в Иране — о Гандарве, в Греции — о Хироне, в Скандинавии — о могучем великане, построившем с помощью своего богатырского коня город богов Асгард. В мифах семитских народов — это демонический помощник царя Соломона. Древние жители Европы кельты по-своему описали историю о Китоврасе.
Начальное предание о Китоврасе можно найти в «Книге Коляды», где рассказывается о том, как Месяц, устав от одиночества, решил похитить у бога Хорса его жену — прекрасную Зарю-Заряницу. Сделать самому такое дело ему было не по силам, и тогда решил Месяц обратиться за помощью к волшебнику Китоврасу, который жил на Кавказских горах. Но Китовраса было непросто уговорить что-либо сделать. Надо было пойти на какую-нибудь хитрость. И Месяц обратился к жене Китовраса, русалке, и спросил, как можно заставить её мужа похитить Зарю-Зарянку. Русалка поведала, что её супруг большой любитель вина, и когда напьется, с ним можно делать всё, что угодно, он согласен выполнить любую просьбу.
Месяц решил действовать, он сделал так, что все колодцы наполнились прекрасным вином. Китоврас с радостью набросился на выпивку и вскоре захмелел. Тут Месяц связал его и сказал, что отпустит только тогда, когда тот похитит Зарю. Китоврас согласился. Он построил воздушный корабль и отправился на нем в сияющий дворец Зари. Потом уговорил ее покататься на нем и, как только доверчивая богиня взошла на корабль, что есть духу полетел к Месяцу. Но похищение тут же обнаружилось. Бог Хорст немедленно ринулся в погоню за украденной женой. А вслед за ним — все дети бога Сварога — Сварожичи. Погоня завершилась успешно, Зарю вернули обратно. А Месяца наказали: бог Семаргл разрубил его пополам. И как только тот, залечив рану, опять разрастался, Семаргл вновь бил его мечом.
Китоврас — мифическое существо в древнерусских апокрифах.
Название его считают происшедшим от греческого — «кентавр». Китоврас является существом вещим; изловленный царём Соломоном, он удивляет его своей мудростью. В позднейших сказаниях китоврас царствует «в граде Лукорье», где днем он царем над людьми, ночью — над зверями. Он иногда является похитителем жены у Соломона и гибнет в бою с ним.
История развития сказаний о Соломоне изложена у А. Н. Веселовского в труде «Славянские сказания о Соломоне и Китоврасе и западные легенды о Морольфе и Мерлине».
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Название его считают происшедшим от греческого — «кентавр». Китоврас является существом вещим; изловленный царём Соломоном, он удивляет его своей мудростью. В позднейших сказаниях китоврас царствует «в граде Лукорье», где днем он царем над людьми, ночью — над зверями. Он иногда является похитителем жены у Соломона и гибнет в бою с ним.
История развития сказаний о Соломоне изложена у А. Н. Веселовского в труде «Славянские сказания о Соломоне и Китоврасе и западные легенды о Морольфе и Мерлине».
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Досталось и Китоврасу, несмотря на его объяснения, что Месяц силой заставил его пойти на этот шаг. В наказание кентавр должен был построить у священной горы Эльбрус храм в честь Всевышнего. Храм нужно было вытесать из цельного камня Алатыря, без применения железа, поскольку железом нельзя было прикасаться к искрящемуся белому камню. Даже волшебнику Китоврасу такое было не по силам. Так он и сказал Хорсу. Пришлось обращаться за помощью к могучей птице Гамаюн, чьи когти были острее любой стали. Общими усилиями они и создали каменное чудо. В «Книге Коляды» даны его точные размеры: в длину — 60, в ширину — 20, в высоту — 30 локтей. Если учесть, что локоть — это мера длины, равная 40-45 сантиметрам, то размер получился довольно большой — 30х10х15 метров.
Храм был построен высоко в горах, практически в поднебесье. Стоял он на восьмидесяти столбах, вокруг него был разбит райский, сад, окруженный оградой из чистого серебра. Внутри стены храма были украшены золотом и самоцветами. Створки 12 дверей и 12 окон были сплошь покрыты узорами из сердоликов, топазов, изумрудов, халцедонов, сапфиров и других драгоценных камней. Когда лучи света падали на эту бесценную мозаику, то казалось, что ее сюжеты оживают: вспархивают с ветвей и отправляются в полет птицы, звери идут в высоких травах между деревьями, чьи листья трепещут на ветру. Возле храма и чудесного сада на Эльбрусе был построен арийский город, вход в который был открыт всем желающим.
Храм Солнца, построенный Китоврасом с помощью птицы Гамаюн, запомнился многим народам. Все пересказывали предание на свой лад: то это Асгард, то город, возведенный Белыми духами, то Первый храм, то Стоунхендж. К тому же он запомнился как небесный град, обитель богов и праведников. Этот град был раем на земле. В дальнейшем русские храмы, как каменные, так и деревянные, строились в подражание эльбрусскому храму: стены украшались резьбой с изображением птиц и зверей, алтарь получил имя от священного камня Алатыря, церковный светильник назывался по имени древнего бога — «Хорос» и даже амвон, откуда проповедовал священник, происходит от древнего слова «мовь» — «говорить».
Упоминание о Китоврасе позволяет довольно точно определить время постройки храма — это эра Стрельца, то есть 20- 19 тысячелетие до н. э. В последующие времена храм многократно разрушался — от природных катастроф, воинских набегов и просто от разграблений. Его восстанавливали и уничтожали вновь. Согласно зороастрийским преданиям, он существовал еще во 2 тысячелетии до н. э. и был захвачен легендарным царем Рустамом. Есть косвенные сведения и у античных авторов. Последнее упоминание о храме Солнца относится к IV веку до н. э. Затем волны гуннских и готских переселений стерли последние следы небесного града. Но еще в X веке н. э. историк и путешественник Абу-л-Хасан ибн ал-Хусейн ал-Масуди писал:
В славянских краях были почитаемые здания. Между другими было у них здание на горе, о которой писали философы, что она одна из высоких гор в мире ( речь идет об Эльбрусе). Об этом здании существует рассказ о качестве его постройки, о расположении разнородных его камней и различных их цветах, об отверстиях, сделанных в верхней его части, о том, что построено в этих отверстиях для наблюдения за восходом Солнца, о положенных туда драгоценных камнях и знаках, которые указывают будущие события, о раздающихся звуках в его куполе и о том, что постигается при слушании этих звуков».
Сказание о Китоврасе охватывает все древние индоевропейские народы, куда входит и славянский народ, а значит Китоврас это бог наших далёких предков.
Олег Полонский