Святой Василий, епископ Рязанский

Святой Василий, епископ Рязанский. Художник Н.В. Шумов XIX в.
История о необычной истории появления Святого Василия в Рязани в период с 1284 по 1305 годах, когда Рязань простояла уже двести лет.
Так кто же он – Василий Рязанский, почитаемый Святой, которого и по сей день любят в Рязани?
Древний Волшебник?
Славянский Мерлин?
Или опальный языческий Бог, которого понизили рангом?
Впервые Рязань упоминается в “Повести временных лет” под 1096 годом. Фактически с момента основания город набирал силу, укреплялся и благоустраивался, становясь одним из крупных культурных и торговых центров Древней Руси. Этому в немалой степени способствовало и его выгодное географическое положение. Через Рязань, расположенную на самом южном изгибе Оки, проходили торговые пути, связывающие Русь со многими странами Азии и Европы
Переяславль-Рязанский поначалу, как это и водится, был всего лишь – небольшим укрепленным пунктом, выгодно расположенном на возвышенном берегу Трубежа у впадения в него Лыбеди.
Эти две реки с трех сторон опоясывали холм, на котором возник город, а затем несли свои воды в Оку.
С холма открывался прекрасный вид на заливные приокские луга, тут и там поросшие лесом. Неподалеку, на Борковском острове, шумели вековечные сосны, вцепившиеся корнями в песчаные дюны…
Плодородные приокские земли, леса, буквально кишащие зверьем и птицей, реки, богатые рыбой (в Оке в большом количестве водились и осетр, и стерлядь), – все располагало к безбедной жизни. Казалось, самой природой эта местность была уготована для того, чтобы здесь возник стольный город.
В списке Рязанских Епископов Святой Василий следует за Иосифом, который упоминается в 1284 году, Иосиф же занимает третье место в Рязанской иерархии; значит, в ряду всех иерархов Церкви Рязанской, святой Василий был четвертым.
От кого происходил Святой Василий и где родится, не сохранилось никаких известий. Сохранилось только немного указаний в песнях церковных на то, как началось его духовное рождение.
И началось оно с самого младенчества освящением свыше, во святом крещении.
Первые подвиги благочестия начал он в Муроме, там же принял святой образ монашества. Жители Мурома украсили его саном Архиерейства.
Но кафедра епископии не утвердилась навсегда в Муроме. Слава Святителя с переменою местопребывания его перешла в Рязань.
Причиной же тому было подозрение на Святителя Василия в жизни укоризненной, внушенной грубому народу Муромскому врагом рода человеческого.
Василий приложил немало сил, заботясь о Муромском народе:

рассеянных варварским нашествие собирал воедино,
изнемогающих укреплял верой,
сокрушенных утешал твердым упованием на милость Божию,
заблудших приводил на путь правый.

В таких высоких подвигах святой Василий явил себя пастырем незлобливым и смиренным духом, непоколебимым столпом целомудрия.
Но зависть и злоба врага человеческого не дремали.
Враг человеческий принял образ порочной женщины с целью употребить все козни ада, чтобы привести легкомысленный народ Муромский в заблуждение, будто Святитель держит у себя на ложе девицу.
И ему это удается – муромский народ впадает в это заблуждение.
Об этом подробно рассказывается в житии Муромских чудотворцев.
Это происшествие там описано так:
Затеял враг человеческий погубить душу Святителя Василия и превратился он в девицу и создал впечатление, что эта девица проводит время на ложе со Святителем Василием тем, что её видели, когда она выходила часто из его дома.
Мог ли при таком положении дел, при таком ударе по репутации Святитель Василий не попасть под подозрение у народа Муромского “грубого, легковерного и суеверного”?
Не мог.
Народ Муромский в самозабвении (то есть, впав в ярость от возмущения) приступил к суду над своим Архипастырем следующим образом.
В один из вечеров и бояре, и вельможи, и простые муромчане собрались все вместе и пошли к дому Святителя Василия, чтобы собственными глазами увидеть и ложе, и девицу и тем самым уличить Василия.
…Шла Великая Отечественная война. Немцы бомбили город Скопин, дошли до Михайлова. В Рязани, в поселке Никуличи, была расквартирована часть Сибирского полка. В рязанском кремле, под Успенским собором, устроили пороховой склад. Склад находился под охраной. Узнавшие об этом немцы пытались бомбить кремль, но — о чудо! — бомбы не попадали на территорию кремля, наиболее видимого с высоты объекта.
Когда фашисты захватили город Михайлов, в Рязани объявили об эвакуации. Узнав об этом, православные верующие собрались в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», единственном действующем в городе, и молились Спасителю и Пречистой Его Матери о спасении града своего и Отечества. И вдруг во время богослужения в храм вбежала растрепанная, очень взволнованная женщина. «Православные! — кричала она. — Мне было видение: Святитель Василий сказал, что город наш будет спасен от фашистов» – и со слезами припала к иконе Святителя Василия.
Не все верующие восприняли весть серьезно: слишком велика была опасность, и некоторые воинские части под Рязанью уже получили приказ отступать. Но случилось чудо: отступать пришлось немцам. Так милосердием своим, дерзновением своим пред Господом покрыл наш заступник богоспасаемый свой град. И возблагодарили рязанцы Господа и Первосвятителя Василия.
И что же они видят?
Видят они как эта девица, которая наделала столько шума в городе и испортила безупречную репутацию Святого Василия, бежит по ступенькам в панике и в руках у нее сапоги.
Увидевши сие, народ с яростью возопил:
“о Епископе, недостойно тебе имети девицу в храмине своей на ложе!”
Святой Василий оправдывался в своей невинности перед глазами паствы:
“Отцы и братия! – говорил он, – неповинен есмъ делу сему блудному, еже вы речете ми”
Народ едва услышал сии слова кроткого Святителя, с большой яростью стал кричать:
“о Епископе, лжу твориши; видехомъ бо вси девицу, бежащу къ тебе”
Деталь о сапогах в руках девицы, которая в панике покидала Василия, когда их с поличным захватили жители Мурома, осталась в летописях, в житии Муромских чудотворцев, и в таком виде летопись дошла до наших дней без изменений.
Видимо эти сапоги в руках сильно возмутили народ, если память о них зафиксировала Древняя Летопись.
И нашлись такие, которые, как немилостивые разбойники, как лютые звери, восстали на него и в неистовстве своем начали кричать:
“за сие дело убьем его”
Тогда Святой Василий уговорил их дать ему время на сборы с тем, чтобы покинуть Муром.
Народ Муромский согласился.
Наутро Святитель Василий взял в руки Образ Божией Матери и пошел к реке Оке, чтобы навсегда покинуть и город и епископию.
Вельможи и весь народ собрались провожать его из города, приготовив ему ладью.
Святой Василий отказался от такого “подарка”, снял с себя мантию, разослал её по воде, взошел на нее с тем же святым Образом Божией Матери и
– “абие несенъ бысть духомъ бурнымъ и со образомъ Богородичнымъ противу быстрины речных струй, отонудуже река течетъ”
То есть, мантия сделалась для него легким кораблем, и поплыл он быстро и мощно против течения вверх по Оке реке.
“Святой Василий, как бесплотный, паче естества по водам шествие творил”
Чудесное шествие Святого Василия по водам реки Оки вверх по течению продолжалось только шесть часов.
В 3-ий час дня (после обедни) он оставил Муром;
в 9 часов того же дня (к вечерне) принесен был верх по Оке в Старую Рязань.
Здесь пребывали тогда князья Рязанские, дети Романа Ольговича, Федор и Константин Романовичи.
Интересна эта история тем, что на Руси не встречается упоминания другого Святого, который бы “по водам, аки по суху” как Иисус Христос ходил.
И в других странах таких Святых, насколько помнится, нет.
Да еще плыл на мантии из тонкой ткани против течения шесть часов подряд.
Не верить этой истории основания нет.
Если уж сохранились такие детали, как сапоги в руках девицы, которая в панике бежала, подхватив одежки и сапожки в руки от гнева народного из дома Василия,
то и мантия была, и плыл на ней Василий, как на легком корабле.
Самая Икона Божией Матери, с которой приплыл из Мурома святой Василий, навсегда осталась в Рязани и сейчас находится в Рязанском кафедральном соборе.
В память пребывания её в Муроме и перенесения оттуда в Рязань стала именоваться она Муромской, а в память того, что перед ней молился святой Василий, в горький час изгнания своего из Мурома, Дале ей наименование: моление святого Василия.
История совершенно чудесная, сказочная.
Так кто же он – Василий Рязанский, почитаемый Святой, которого и по сей день любят в Рязани?
Бог Крышень, Андрей Мазин с сайта http://godsbay.ru/slavs/krishen.html
Древний Волшебник? Славянский Мерлин?
Или опальным языческий Бог, которого понизили рангом?
Бог Крышень?
Бог Крышень появился на свет не случайно, а чтобы исполнить великую миссию. В то время на мир Яви обрушились великие холода.
Люди утратили дар богов, огонь, и вымирали, замерзая.
Причиной этих великих бедствии был Чернобог.
Крышень слетел с небес на белогривом коне, дал людям огонь, а потом сразился на берегу Ледовитого океана с Чернобогом и победил его.
Это деяние Крышня воспето в священной “Книге Коляды”:

Зажигайте Огонь Священный!
Пусть пылают огни горючие – высоко до самого неба!
Почитайте и помните Крышня,
Сына Златой Майи и Вышня!

Победу нового бога небожители решили отпраздновать в Яви.
Но сам герой воспротивился, спросив: “Почему вы пьете сами священной напиток сурью,
но не даете ее людям?” И поскольку никто не захотел ему ответить, Крышень
оседлал птицу Гамаюн и взлетел на ней в Синюю Сваргу, к своему отцу Вышню.
Там он наполнил чашу сурьей и принес на землю людям.
Об этом также есть запись в “Книге Коляды”
Как бы там ни было, Древний Славянский Бог он, или Волшебник Мерлин,
который сменил обличье и пришел в Святую Русь помочь в делах,
Святого Василия и по сей день жители Рязани не просто помнят, а любят.
Его просят о помощи, с ним разговаривают по душам у его Иконы.
И он помогает, оберегает, мирит, успокаивает, утешает и веселит.

Из книги: «…Чтобы не престала память родителей наших и наша. И свеча не погасла» Изборник: «Были и преданию Рязанского края». Изд.-во Ряз. Историко-архитект. музея-заповедника, 1995.
Не нравитсяТак себеНичего особенногоХорошоОтлично (Еще никто не голосовал)
Загрузка...

Оставить комментарий