Бог Святовит

Святовит-воин - художник Надежда Антипова.
Одним из главных богов восточных славян был бог Сварог. Западные славяне называли Сварога Святовидом или Свентовидом. От имени этого бога происходит само название святости, святых праведников и святого божественного света, падающего на землю. Таким образом Святовид отражал духовную суть жизни древних славян и русов. Когда-то храм, посвященный Святовиду, стоял на острове Руян в Варяжском море (ныне германский остров Рюген в Балтийском). По древнерусским сказаниям это «остров Буян в море-окияне – там, где Камень-Алатырь бел-горюч лежит, Прадуб древний неохватен и могуч стоит, семь небес пронзает, Ирий подпирает». Остров Руян (Рюген) был одним из самых святых и почитаемых мест в Европе.
По свидетельству древнего историка Геpаpда Меpкатоpа («Космогpафия»): «На острове том живали люди-идолопоклонники – раны или рутены, именуемые люты, жестоки в бою, таковы вельможны, сильны, храбрые воины бывали, против христиан воевали жестоко, за идолов своих стояли, и всем окpестным госyдаpствам гpозны и пpотивны были. Язык у них был словенский да вандальский. Грамотного учения не искали, но и заповедь между собой учинили, чтобы и грамоте, а не только воинским делам прилежные охотники были».
Ирий (вирий, вырий) — в восточнославянской мифологии южные края, куда птицы улетают зимой, сказочная страна.
“Святовид на острове Ругене вырезан был из дерева о четырех лицах, в коротком платье, стоял в капище, в левой руке держал лук, в правой рог с вином; на бедре – превеликий меч в серебряных ножнах… При нем висело седло и узда величины чрезвычайной. Четыре лица, как кажется, значили четыре части года. Именем сего идола давал жрец ответы.”
М.В. Ломоносов, “Записки по Русской истории”, (ил.изд.), М., Эксмо, 2008 (гл. 4).
Каждый год тысячи паломников из самых дальних уголков мира стекались на остров, чтобы увидеть чудесный языческий храм Святовида. Для всех приезжавших было открыто множество странноприимных домов или гостиниц. В западных зарубежных хрониках остались воспоминания тех, кто посетил это чудное место: “…на площади в центре города стоит мастерски изготовленный деревянный храм. Его почитают не только за красоту, но и за величие бога, которому здесь воздвигнут кумир”.
Статуя Святовита представляла собой могучую фигуру с четырьмя головами. Каждая голова смотрела строго в определенную сторону света, суровое лицо бога украшала короткая борода. В правой руке бог держал окованный металлом культовый рог с медом. Левой упирался в бок. Одежда достигала колен, а сам бог стоял на земле. Всё изображение Святовида было прикрыто багряной завесой. Стены храма увешаны рогами оленей, лосей и туров. Тут же висело украшенное самоцветами седло, уздечка и меч с серебряной гравированной рукоятью.
Войти в храм могли только особые жрецы – служители Святовида. Одетые в длинные белые балахоны, они с трепетом входили в святилище, задерживая дыхание, чтобы не потревожить покой могущественного бога. Рядом с храмом располагались конюшни, где жрецы содержали несколько белых коней. Считалось, что по ночам Святовид выезжал на них в поход, чтобы сокрушить славянских недругов. Триста удалых всадников в красных одеждах постоянно день и ночь сторожили обитель бога.
В храме жрецы совершали ритуальные службы. Обычно это были попытки угадать будущее и узнать судьбу славянского народа. Существовало несколько способов гадания служителями Святовита о грядущем. Одни из них – с помощью священного белого коня бога. Перед входом в храм втыкали в землю три ряда скрещенных копий. Через них проводили коня. Если он начинал движение с правой ноги, то будущее обещало быть счастливым. Если с левой, то все могло сложиться плохо. И до сих пор существует поверье, что встать утром с левой ноги – плохая примета.
Великолепное творение древних славян – храм Святовида просуществовало до 1168 года, когда орды датчан в борьбе с язычеством разрушили и сожгли славянскую святыню.

Олег Полонский

Не нравитсяТак себеНичего особенногоХорошоОтлично (Еще никто не голосовал)
Загрузка...

Оставить комментарий