Колдуны

Рисунок художника-иллюстратора Игоря Савченко. Колдун.
Чародейство и колдовство на Руси идёт от языческих времён, когда ещё не было христианской веры. Первыми колдунами или прорицателями считались волхвы, которые, как известно, предсказывали разные события. Волхвы пользовались уважением и почитанием среди славянского населения, к ним прислушивались и следовали их советам.
После Крещения Руси волхвы и разного рода предсказатели попали в разряд нечистой силы, так как они не признавали новой религии и продолжали верить в старых языческих богов. С годами сложилось мнение, что колдуны вступают в договор с демоном и получают от него особые способности, которые используют в личных целях. Колдуны могут пользоваться для себя всеми земными благами — могуществом, богатством. Но они связаны договором с сатаной. Договор этот, по поверьям, колдун писал под диктовку сатаны на пергаменте из кожи мертвеца — удавленника, собственной кровью. Кроме того, сатана накладывал печать на тело своего союзника, которой скреплял договор. Эту печать никто не мог видеть, кроме самого колдуна.
Слово «колдун» в коренном его значении доселе остается неразъясненным. По мнению Срезневского, колдуном (славянский корень «клъд-колд» или «калд-клуд-куд») в старое время называли того, кто совершал жертвенные приношения; в хорутанском наречии «калдовати» — «приносить жертву, «калдованц» — «жрец», «калдовница» и «калдовише» — «жертвенник».
А. Н. Афанасьев
В древности колдунов разделяли на добрых и злых. Добрых чародеев называли волшебниками, которые помогали людям в трудную минуту и даже боролись со злыми колдунами. Правда, на Руси о добрых волшебниках мало что известно — всё больше попадались злодеи и проходимцы. Народное предание разделяет всех колдунов на две категории: колдуны по убеждению и колдуны злоумышленники.
Колдуны по убеждению искренне верят в силу своих заговоров и магических заклинаний. Они знают многие средства воздействия на людей, они хорошие психологи и гипнотизёры. Ловкие и сметливые колдуны умеют с выгодой использовать свои способности. Рассказывают, что в одной деревне была свадьба. Все ждали свадебного экипажа, запряженного лошадьми. И вот местный колдун решил остановить на пол пути этот свадебный поезд. Для этого он разбросал по дороге камни, а затем намазал их свежим жиром или кровью какого-нибудь хищника — волка или медведя. Лошади, почуяв запах зверя, начинают упрямиться, беситься и, в конце концов, останавливаются. Никто не может сдвинуть их с места. Что делать? Ехать-то надо, гости ждут, а лошади и не думают идти дальше. Проходит пять минут, десять, двадцать. И тут, как бы невзначай, из-за кустов появляется колдун. Он спокойно подходит к гостям, которые уже пребывают в панике и волнении, и спрашивает елейным голосом: «А что, собственно, тут происходит?» Ему объясняют, что все опаздывают на свадьбу, а лошади по непонятной причине не хотят ехать дальше. Что делать — никто не знает. На это колдун отвечает, что мог бы попробовать исправить положение и заставить лошадей скакать дальше. Но для этого требуется много энергии, а он очень устал. Тут к нему подлетают гости и начинают умолять помощь им. Каждый старается угодить колдуну, как только может. Кто-то достаёт бумажник и даёт деньги, кто-то угощает едой, кто-то наливает водки. Собрав дань, хорошо закусив и выпив, колдун велит всем отъехать подальше на пять минут, а потом они могут спокойно продолжить свой путь. Молодые исполняют волю чародея, а он в это время быстро собирает камни с волчьим жиром и бросает их подальше от дороги. После этого делает знак молодоженам, что они могут ехать, и свадебный экипаж спокойно продолжает свой путь. Дорога свободна, всё в порядке. Тем временем колдун следует за ними пешком, и приходит в деревню прямо к свадебному столу. Гости уже выпили и закусили, да ещё и рассказали о чудном страннике, который помог им добраться до дома. И в это время к столу подходит колдун. Все с удивлением и радостью его встречают и, конечно, сразу же сажают за стол. Колдун весь вечер гуляет на свадьбе, а потом ещё, нагруженный подарками, едой и выпивкой, отправляется к себе домой довольный и веселый.
Картина Николая Константиновича Рериха. Колдун 1909 год. Одесский художественный музей. Украина. Картон, гуашь, пастель. 74 х 49.5 см.
Или вот другой случай. Один богатый крестьянин купил собаку для охраны своего дома и привязал её на цепь. Но собака попалась добрая. Она не лаяла на чужих, вообще не реагировала на проходящих мимо, а просто целый день, свернувшись калачиком, дремала возле своей будки. Толку от такого сторожа было, как от козла молока, и мужик решил обратиться за помощью к местному чародею. Колдун сначала поломался, как следует, но после обещания хорошо отблагодарить труженика нечистой силы, согласился. После принятия нескольких шкаликов колдун подошел к собаке, что-то пошептал и сказал, что ещё не время, надо подождать, а он скоро сам придёт к мужику. Недели через две является колдун и говорит: «Подержите собаку». Колдун взял пса за хвост и чем-то помазал. Затем собаку отпустили. Сначала она хотела опять лечь, но тут же вскочила, дико залаяла и стала метаться по цепи и бросаться на окружающих. Потом легла, но снова вскочила и начала лаять. С тех пор собака стала исправно сторожить дом. Благодарный хозяин, конечно, отвалил колдуну денег и выпивки за хорошую работу. А на самом деле колдун помазал хвост собаки волчьим жиром, собака, почуяв волка, тут же начинала лаять. Со временем она привыкла к своей роли, и стала нормальным сторожевым псом.
Вторая категория колдунов — колдуны злоумышленники. Это самые опасные чародеи, ими должна заниматься полиция. Они разъезжают по деревням и предлагают свои услуги по избавлению жилища от домовых, кикимор и прочей нечисти. Обычно они работаю вдвоём. Один остается у дверей караулить, а второй заходит в избу и начинает угощать хозяина каким-то зельем, говоря, что надо обязательно выпить этот состав, чтобы лучше выгнать домовых. После того, как все домашние выпивают по кружке этого напитка, они теряют сознание и валятся с ног.
Тут ребята-колдуны начинают шарить по сундукам и шкафам, набивают мешки добром и быстро сматываются. Через пару часов просыпаются одураченные хозяева, а проходимцев и след простыл. А в это время мастера колдовских дел уже орудуют в другой деревне, убеждая хозяина дома в необходимости очистить жилище от вредных шишиг. Подкупает то, что борцы с нечистью отказываются брать деньги, ну разве что выпьют пару шкаликов самогонки и всё. Вот какие честные. И история вновь повторяется. Хозяева засыпают, а колдуны в это время набивают мешки добром. Случается, правда, что в это время кто-нибудь приходит к спящему хозяину в гости и, заподозрив неладное, собирает мужиков, которые с вилами и дубинами устремляются на чародеев. Тут уж не до добычи, надо спасать шкуру, и колдуны пытаются спастись бегством. Но если это не удаётся, то так наломают бока, что больше уже не хочется выгонять домовых.
Колдуны большей частью представлялись крестьянину старыми людьми с длинными седыми волосами и нечесаными бородами, с длинными нестрижеными ногтями.
В большинстве случаев они были людьми без родни и холостыми (в отличие от ведьм, у которых были семьи), но при этом у них всегда были любовницы, с которыми чародеи обращались очень плохо и часто их меняли. Хмурые и малоразговорчивые, они ходили всегда насупившись и смотрели исподлобья.
Жили колдуны в маленьких и плохоньких избах в одно окошко и из дома выходили только вечером. И летом, и зимой бывали они одеты в один и тот же овчинный полушубок, подпоясанный кушаком.
Из книги Н.Будур — «Повседневная жизнь колдунов и знахарей в России XVIII-XIX веков».
Сохранились описания колдунов, то есть, как можно распознать чародея по внешнему виду. Обычно колдун имеет мутный вид, свинцово-серое лицо, сросшиеся брови, медленный голос, лохматую голову, свирепый и злобный вид. Говорит мало и тихо и не дурак выпить, особенно за чужой счёт.
В древности колдуны могли сбить с дороги и увести в глухие, страшные места молодых витязей, добрых молодцев, навести порчу и вред. До нас дошли старинные сказания о таких коварствах русских чародеев ещё в славянские времена. Вот одно из них. В нём говорится об удалом витязе Андрее, который попал в лапы колдунов и злодеев.
«За горами, лесами, за борами, за замшелыми чудо-заборами,
Где болота, да тина-трясинушка, где ни дуб не растёт, ни осинушка.
А над этою жижей вонючею только мыши летают летучие.
Там, где роятся гады ползучие, где гадюки и змеи гремучие.
Где гнилое, проклятое марево, и закона где нет государева.
Где крещёная гикнется душенька, поселился навеки Андрюшенька.
Его жалят жуки кровососные, одолели болезни поносные.
Ох, места вы, места, беспокойные, воют черти псалмы упокойные.
И лохматая ведьма несносная на закате летает над соснами.
Не сидится на месте, не спится ей, колет молодца острою спицею.
Что поделаешь с глупою бабою, бородатою гадкою жабою?
Я прошу ветры буйные, царские — отнесите в хоромы боярские.
Вы избавьте меня от мучения, душе дайте моей облегчение».

По поверьям истинные колдуны перед смертью должны обязательно передать свой дар другим людям — родным или знакомым. Если он этого не сделает, то после смерти колдун по ночам ходит по дому, стучит, хрипит и воет. Иногда показывается в виде привидения, которое ходит по дому, открывает шкафы и даже наливает себе водки. В этом случае зовут священника, чтобы окропить дом святой водой. Через неделю колдун успокаивается и больше не появляется.
Открытка Колдун. Автор Евгений Гаврилович Соколов (1880-1949) – художник, один из самых активных московских графиков в области открытки.
С колдунами всегда вели борьбу. На Руси церковь преследовала чародеев, заточала их в остроги, а самых злостных сжигали на кострах. В Московской и Рязанской губерниях в 16 веке объявились бабы-ворожейки, которые умели возбуждать любовь, возвращать загулявших мужей и разжигать страсть в женщинах. Их услугами пользовались даже боярские и купеческие жены. Ворожейки умели даже извести неугодных соперниц и привлечь богатых женихов. Конечно, за хорошую плату. Почти все рязанские дворянские жены и девицы искали встреч с этими колдуньями. Чародейки приходили всегда скромно одетыми вели себя тихо и подобострастно и быстро завоёвывали доверие. Подарки принимали с видимой неохотой, старались колдовать прилежно и долго, обещали скорую помощь. После этого кланялись и уходили с дарами в другие места. К ним обращались и молодые люди — парни и девицы. Если молодой человек без памяти влюбился в какую-нибудь девушку, а она к нему равнодушна, то тут нужна помощь колдунов. Вот ворожеи и помогали таким молодцам. Для этого существовали особые заклинания. Вот одно из них.
«Ох, ты, добрый молодец! Не чисто поле тебя сгубило, не буйны ветры занесли в чужую сторонку, а сгубила молодца красна девица (имя). Вы, ветры буйные, распорите её белу грудь, откройте ретиво сердце, чтоб она тосковала по мне, доброму молодцу. Жги, сила могучая, её кровь горячую, чтоб любила она только этого молодца и была ему во всём покорна».
Также, если девушка захочет, чтобы её полюбил какой-нибудь парень, то она тоже идёт к ворожеи, которая даёт ей наставления на этот счёт. Вот одно из них.
Из светлого веника берётся пруток, который следует положить на пороге дома, через который пройдёт желанный парень. Как только он перешагнёт через прут, то этот прутик сразу же надо убрать и спрятать подальше от глаз. Потом девушка берёт этот прутик, идёт в баню и кладёт на натопленную полку. При этом она должна приговаривать: «Как сохнет этот прутик, пускай сохнет по мне такой-то (имя)». Через три дня парень будет без ума от этой девицы и никогда не сможет её разлюбить.
Несколько лет промышляли рязанские ворожеи. Наконец, дело дошло до рязанского губернатора, и он решил разыскать любительниц легкой наживы. После недолгих поисков ворожейки предстали перед церковным судом, их пытали огнём, а после сослали в дальний острог на вечные времена.
В смутные периоды истории Руси колдуны всегда появлялись как грибы после дождя. Они умело используют трудности и волнения людей, особенно тех, у кого неуравновешенна психика. С давних времён существует много способов защиты от колдунов. Они описаны во многих книгах. Но есть самый главный и надёжный способ защиты от разного рода чародеев и колдунов. Действует он безотказно. Но — это великая тайна, которую не могу раскрыть.

Олег Полонский

Не нравитсяТак себеНичего особенногоХорошоОтлично (4 голосов, в среднем: 5,00 из 5)
Загрузка...

Оставьте комментарий