Чурики

Богоявленский храм села Чурики
Село Чурики возникло на берегу реки Березовки как починок Становые в первой половине XVII века (1631-1646 гг.).
Починок Становые значит стоять. Начало стоять село по левому берегу реки и по отрогам трех лосков (Бобрики, Большой, Лисий), среди лесов, богатых зверем, птицей и природными дарами. В Переписной книге поместий и вотчин Ряжского уезда за 1646 год в Скопинской вотчине боярина Никиты Ивановича Романова значится: “В новом починке Становые, а в нем крестьян: во дворе Федька Худяков, …во дворе Нифонка Ефремов, …во дворе вдова Оксиньица Васильева дочь и у ней сын Титко Степанов сын Орлов, да у ней же подсоседник Федька Григорьев сын Ширяев…, дворы бобыльские: во дворе Офонька Петров, у него сын Алешка, …во дворе вдова Овдотьица Васильева”.
Это – первые поселенцы села. В 1719 году Скопинская волость была отдана во владение императрице Екатерине II, в 1729 году передана в ведение Дворцового конюшенного приказа, а с 1732 года – канцелярии.
Название села Чурики впервые встречается в документах 2-й ревизии населения. В этих документах названия села Становые и Чурики тождественны.
Во второй половине XVIII века село стало окончательно называться Чурики. Во время генерального межевания земель в 1779 году первоначальное название села – Становые – было окончательно утрачено и не употреблялось даже в официальных документах.
В конце XIX века в селе насчитывалось более трех тысяч жителей и 750 дворов. Через него проходил большак, который соединял Скопии с Рязанью.
Немало народных умельцев жило в Чуриках: бондари, кузнецы, скорняки, шорники, ложечники. Вся необходимая в хозяйстве утварь изготовлялась местными мастерами. Шили тулупы, валяли валенки, плели лапти.
Шумели на селе и богатые ярмарки, крутились карусели, веселые скоморохи зазывали в балаганы.
Подушное владение землей обязывало крестьян платить подати. Земли было мало. Зимой мужчины подрабатывали в Москве извозом.
Памятник священнику Федору Иоаниовичу Черкасову
В селе была мельница и деревянная церковь, построенная в честь Николая Чудотворца. Церковь сгорела. На том же самом месте в середине XIX столетия пленные турки построили церковь из красного кирпича на белокаменном цоколе. Пол церкви был выстлан метлахской плиткой удивительной красоты. Окна церкви имели мозаичные разноцветные витражи, сиявшие всеми цветами радуги. Храм был построен в лучших классических традициях церковного зодчества. По размерам и красоте Никольский храм сравнивали с Богоявленским собором в Москве. Мощный звон многопудового колокола Чуриковской церкви слышался далеко в округе, в зимние вьюжные ночи помогая путникам не сбиться с пути.
Возле храма поставлен памятник из черного мрамора. На нем надпись: “Здесь погребен строитель сего храма села Чурики священник Федор Иоаниович Черкасов. Даты жизни 1829-1902 гг., священствовал в Чуриках 48 лет”.
После революции организаторами новой жизни в селе были инвалид войны Минашкин, фронтовики Замелов, Скорюкин, инвалид войны Федюнькин. Степан Иванович Скорюкин был убит кулаками, похоронен он в Чурихах.
Коллективное хозяйство, образованное на основе села Чурики, получило название “Новый путь”. С годами менялись названия и структура колхоза: то его укрупняли, то разделяли. Когда Чурики объединили с селом Покровским, колхоз назвали именем Калинина.

Из книги “Земля Михайловская” Рязань. Издательский дом “Наше время” 2000 г. Ю.В.Бучнев, В.К. Сидоров, А.В. Солянкин, Н.И. Тюнеев.
Не нравитсяТак себеНичего особенногоХорошоОтлично (1 голосов, в среднем: 5,00 из 5)
Загрузка...

Оставить комментарий