Свожу счёты с жизнью: О жизни приходящей основания для суждений о будущем

По диплому МГИМО от 29 июня 1950 г., я — историк-международник и референт-переводчик (немецкий язык). По диплому кандидата исторических наук решением Ученого совета Института истории АН СССР от 15 февраля 1954 г. мне присвоена специальность историка войн и внешней политики царизма. Решением Президиума АН СССР от 27 февраля 1959 г. утвержден в ученом звании старшего научного сотрудника по специальности «История СССР». По диплому доктора наук решением ВАК от 14 сентября 1963 г. утвержден в той же специальности. По аттестату профессора решением ВАК от 15 июня 1979 г. утвержден в специальности «Диалектический и исторический материализм». 16 февраля 1988 г. Президиумом Верховного Совета РСФСР присвоено почетное звание «Заслуженный деятель науки РСФСР» за заслуги в развитии социологии и пропаганде научных знаний.
Целый год был членом комиссии ВАКа по политическим наукам (политология). 30 октября 1991г. избран действительным членом Академии естественных наук Российской Федерации по специальности «Экономика и социология». 15 июня 1992г. избран академиком Российской академии образования. 13 января 1997 г. во внимание к большому вкладу в развитие сотрудничества между Российской академией образования и Русской Православной Церковью, за общественную деятельность, направленную на преодоление нравственной дезориентации, отстаивание роли семьи и брака в системе ценностей современного общества награжден орденом русской православной церкви Св. Даниила II ст. 7 апреля 1997 г. избран действительным членом Академии прогнозирования (исследований будущего). 19 декабря 2001г. по Российской академии образования объявлена благодарность за многолетнюю активную деятельность в области образования и культуры. 21 октября 1996 г. и 6 апреля 2002г. за те же заслуги награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II ст. и орденом Дружбы. Наконец, 27 января 2003 г. Ученый совет Челябинской государственной академии культуры и искусств постановил «за крупный вклад в развитие культуры, искусств, науки, информации и образования» присвоить звание почетного профессора. К этому следует добавить профессию университетского профессора, научного руководителя школы-лаборатории и преподавателя колледжа-вуза.
Отсюда следует, что я имею формальное основание судить о жизни, как историк, социолог, политолог, культуролог, педагог. Однако, строго говоря, в данном случае я всего лишь специалист по междисциплинарным исследованиям будущего или, как его образно называют, футуролог. Зато не любитель, а профессионал с более чем полувековым стажем. Мало того, принадлежащий к научной школе так называемого технологического прогнозирования (не предсказание, а выявление назревающих проблем и путей их решения) и основатель одного из направлений этой школы — Московской школы социального прогнозирования.
Впрочем, здесь я выступаю не как футуролог — равно как и не предсказатель, прорицатель, ясновидец и пр.,— а просто как ученый достаточно широкого профиля и с большим опытом, размышляющий о будущем Земли и человечества. Так, как это делали в свое время мои заочные учителя Герберт Уэллс и К. Э. Циолковский, мои очные учителя И. А. Ефремов и А. И. Берг. Сказанное мною — не пророчество и не прогноз, а просто мое видение будущего на основе моего жизненного опыта. Право читателя согласиться или не согласиться с такой точкой зрения, но если оспорить ее целиком — желательно с той же степенью основательности.
Первый и главный вывод из моих размышлений о будущем (если отвлечься от религии, в рамках которой возможно любое чудо) — это то, что на протяжении ближайшей сотни, даже полусотни лет весьма маловероятна стихийная катастрофа или, наоборот, резкое улучшение жизни людей. Скорее можно говорить об ожидаемом в обозримом будущем двух-трех ближайших десятилетий переходе человека в качественно иное, качественно новое состояние, более сильно отличающееся от нынешнего человечества, чем органический мир от неорганического.
Пока будет происходить этот переход, человечество ожидает не только новое состояние, но и очень многое из прошедших веков и даже тысячелетий (назовем его условно «будущее-прошлое»), еще больше того, что переходит и долго еще будет переходить из века XX в век XXI («будущее-настоящее») и, наконец, постепенно, но все более быстро поглощающее оба предыдущих «будущих» качественно иное новое состояние («будущее-будущее»).
Попытаемся разобраться во всех трех «будущих» поочередно, и тогда, надеемся, яснее представим себе «жизнь приходящую».
«Будущее — Прошлое»
Когда в инстинкты вторгается разум — из животного получается человек. Это отрадно: человеку свойственно Милосердие, сознательная Любовь, а не слепая животная привязанность, Честь (лучше смерть, чем унижение), Достоинство (несгибаемость перед более сильным), сознательная Самоотверженность, Разумность и многое другое, подлинно человечное. И мы всегда будем восхищаться этими достоинствами, доколе на земле в сколь угодно отдаленном будущем останется хоть одно человеческое существо.
К несчастью, в инстинкты вместе с разумом вторгаются и эмоции, и это делает картину менее отрадной. Разум помогает эмоциям (или, может быть точнее, эмоции помогают разуму) действовать настолько бесчеловечно, что ни одно животное ни сравнится с ним в злодеяниях. Животным неведомы такие вещи, как преступность, вероломство, подлость, гордыня, зависть, жестокость, издевательство, стремление возвысить себя унижением других, хамством с одной стороны, холуйством — с другой, предательство, измена, наконец, просто, пакость из любви к пакости, просто «плохое настроение», которое снимается пакостью.
Два источника подпитывают это бесчеловечие: сложность человеческого характера и еще большая сложность отклонений от нормальной психики.
Посмотрите на годовалого ребенка: более агрессивный обижает менее агрессивного и получает от этого удовольствие. Вы думаете, у академиков это происходит иначе? Заметим, пока речь идет в обоих случаях о стопроцентно нормальной психике.
А теперь давайте подключим патологию: садизм, мазохизм, комплекс неполноценности, патологическая злоба, стремление к самоутверждению унижением окружающих и т. д.
И мы еще не затронули самого интересного: преступлений. Всяких. Начиная с соблазна унести золотое ситечко для чая, будучи в гостях. Или подделать документы. И кончая поджогом квартиры или подрывом себя вместе с изменившей любимой одной гранатой. Вы думаете, последнее такое преступление произойдет через пять, через сто лет? Это будет всегда, доколе будет жив на земле человек и ничто человеческое ему не будет чуждо.
Правда, я несколько сгущаю краски, На самом деле такие безобразия, судя по всему, прекратятся гораздо быстрее. Но — вместе с человеком. Я и расписываю их так красочно только потому, чтобы вам, читатель, было душевно легче расставаться со столь близкими вашему сердцу гомо сапиенсами.
Итак, нам надо приготовиться к тому, чтобы все радости и горести минувших веков никуда не делись на всем протяжении обозримого будущего ближайших десятилетий и исчезли только вместе с нами, людьми.
Это и будет наше будущее №1, «будущее-прошлое». Образно говоря, «Гамлет», «Отелло», «Король Лир», «Ромео и Джульетта», «Леди Макбет» и все прочие знаменитые трагедии Шекспира будут еще бесчисленное количество раз сыграны на жизненных подмостках XXI века, пока эти спектакли (в том же веке) некому станет уже играть из-за появления иных трагедий и актеров.
Собственно, «будущее-прошлое» уже началось: хулиганством и разбоем в Интернете.

И.В. Бестужев-Лада, «Свожу счеты с жизнью», Москва, Алгоритм, 2004 г

Не нравитсяТак себеНичего особенногоХорошоОтлично (2 голосов, в среднем: 5,00 из 5)
Загрузка...

Оставьте комментарий