На острие смерти (Николай Петрович Ефимкин)

Коренной житель деревни Волосовка, ветеран войны Н.П.Ефимкин. Фото А. Мелехина, 2006
Летом 1943 года битва под Курском определила исход Второй мировой войны. Этот грозный удел войны пришлось испытать на себе коренному жителю деревни Волосовка Грязновского сельского поселения Николаю Петровичу Ефимкину, которому исполнилось в то время 19 лет.
Призвал его защищать родину Михайловский райвоенкомат 19 августа 1942 года. В Москве молодой солдат в учебном батальоне прошел подготовку, где своил военную профессию сапера. Получив обмундирование, сухой паек, небольшая группа молодых, не обстрелянных еще бойцов была направлена в Курскую область, туда, где готовились крупные танковые сражения.
Перед взором молодого паренька на Курской дуге открылась такая картина, что век бы ее не видеть. Пожилые мужчины, женщины, подростки строили оборонительные траншеи, дзоты, чинили дороги, расширяли аэродромы. Здесь же сосредотачивалась могучая танковая техника. Казалось, что вся курская земля закована в броню. От увиденного у Николая Ефимкина, привыкшего с детства ничего не бояться, по спине пробежался холодок. «Что же будет дальше», — подумал он. А дальше было то, что все вокруг горело. От взрывов снарядов, сброшенных бомб с самолета, выхлопных газов тысяч боемашин день превращался в ночь, трудно было дышать гарью и копотью.
В период затишья за дело принимались саперы. Согласно разведывательным данным, командование определяло откуда будет наступление фашистов, давали саперам задание на минирование танкоопасных направлений, закладывали управляемые мины и фугасы, а при появлении на этих участках танков врага приводили их в действие. Как правило, танки горели, в панике бежали немцы.
Профессия сапера такова, что в любую минуту он может погибнуть. При разрыве одной из мин недалеко от того места, где находился сапер Николай Петрович Ефимкин, смерть, к счастью, обошла его, хотя и получил тяжелые ранения в живот. В первые дни лечение проходило в Богородицке, затем через Москву раненого сапера санитарным поездом направили для дальнейшего восстановления здоровья в г. Горький. От самой Москвы Николая Петровича невозможно было оторвать от окна поезда, в котором он ехал. И чем ближе приближался он к станции Гагарино, тем сильнее у него стучало сердце, ведь оттуда до родной деревни Волосовка — рукой подать, но поезд вез его в госпиталь. После трехмесячного лечения Николай Петрович вновь был доставлен на фронт, туда, где он получил первое боевое крещение. Ему приходилось вновь минировать поля в местах средоточения немецких войск, разминировать фашистские мины, которые при установке немцы тщательно маскировали. Но опыт, знание, техника, с помощью которых Ефимкин определял место нахождения мин, приносило ему удачу. Сотни мин были им обезврежены. Не отсиживался Николай Петрович Ефимкин в стороне во время боя. Со своей трехлинейкой вместе с нашими танками он рвался вперед, истребляя фашистскую нечисть. В одном из таких боев Николай получил второе серьезное ранение. В г. Саранске прошел лечение. Но потом его служба была связана с охраной железнодорожных составов, которые шли на фронт.
Вернулся волосовский воин-освободитель в родительский дом с боевыми наградами в 1947 году. Через 4 года после демобилизаци встретил свою любовь Александру Максимовну, которая работала преподавателем в Грязновской школе-интернате. В 1953 году у них родилась дочь Галина. Сейчас она живет и работает в Москве. Радуются старики, когда к ним наведаются дочь с мужем и внуками Сашей и Сергеем. И каждый раз ветеран достает из небольшой коробочки свои боевые награды и рассказывает им о том, какой ценой они были завоеваны.
Николай Петрович Ефимкин после демобилизации работал в совхозе «Возрождение» слесарем-инструментальщиком, помогал механизаторам в ремонте сельскохозяйственной техники. 13 лет нес службу в органах милиции в звании сержанта. Где бы он ни трудился, всегда показывал себя замечательным, знающим дело человеком. С ним можно говорить на любую тему и всегда извлечь для себя что-то полезное.
В прошлом году Н.П. Ефимкину 11 сентября исполнилось 82 года. Но он по-прежнему волевой, крепкий духом человек, постоянно в движении, потому что считает, что это и есть жизнь. Сам все делает по дому, в саду, в огороде. Николай Петрович пока на болезни не жалуется. Он большой любитель шуток, с ними легче живется. Любит, когда к нему заходят односельчане. Обязательно угостит горячим чаем, а то и рюмочкой водки. И не больше, говорит Петрович, порой она действует лучше всякого лекарства, на себе испытал.

А. Мелехин. Михайловские вести, 6 мая 2006.
Не нравитсяТак себеНичего особенногоХорошоОтлично (1 голосов, в среднем: 5,00 из 5)
Загрузка...

Оставьте комментарий