Свожу счёты с жизнью: Будущее как объект исследования

Человека губит любопытство. Не зря говорят в народе: «Любопытной Варваре на базаре нос оторвали!» Сегодня шести миллиардам варваров за чрезмерное любопытство ежечасно отрываются носы не только на базарах. Тем не менее каждая Варвара продолжает самоубийственно любопытствовать. Не вчера это началось. Но завтра точно кончится печально.
Библию правильно называют Священным Писанием. Можно тысячу раз прочитать ее от начала до конца. Выучить наизусть. И все равно в 1001-й раз открываешь в ней для себя что-то новое.
Например, что мешало Адаму и Еве (а также всем нам в их облике) жить до сих пор безмятежно и счастливо? Любви между ними не было никакой. Элементарного сексуального желания — тоже. Адам, как подобает мужчине, целую вечность валялся на диване из мягких мхов и гулял со своими ручными львами, тиграми, собаками. Ева, как подобает женщине, думала о том, какой венок из каких цветов носить в этом сезоне.
Поскольку в других деталях одежды надобности изначально не было.
И черт ее дернул (в самом буквальном смысле слова) сорвать и надкусить недозрелое и, главное, немытое яблоко с Древа Познания. Черт безусловно остался бы посрамленным, если бы не самое вульгарное бабье любопытство. «А вот возьму — сорву и надкушу, интересно: что получится?» В конечном итоге получились мы с вами. И нельзя сказать, чтобы такой результат очень радовал.
Вот уже которую тысячу лет история повторяется. «А вот возьму и открою способ программировать пол ребенка — интересно: что получится? — любопытствует очередная Варвара.
Что получится — известно заранее. В мире джигитов (других двуногих животных мужского пола на земле еще не рождалось) женщину безусловно заставят рожать только будущего джигита. «Ты кого родила? Не мальчика? А кого?» Зачэм дэвочка? Ведь она вырастет женой на горе кому-то. Иное дело — мальчик. Будет такой же дебил и урод, как и его отец. То, что на девять мальчиков останется одна девочка и ею начнут торговать за чудовищные суммы пиастров, после чего маятник качнется в противоположную сторону, и на одного джигита придется девять одалисок (и так далее много веков — с миллиардами поломанных жизней) — это обычно приходит в голову только историкам шесть тысяч лет.
«А вот возьму и открою способ клонировать людей — интересно: что получится?» Получится бесчеловечное человечество. Существенно иная генетика, физиология и психология. Скажем, все женщины — как Мэрилин Монро. А все мужчины — как Арнольд Шварценегep. И не только обликом, но и разумом. Отличаться же друг от друга будут только номерами на лбу. Как серийные автомашины. Возможно, что такой поток людей-автомашин совершит больше подвигов, нежели мы с вами. Но то, что это будут не люди, а нелюди — это точно. С таким же успехом, безо всякого клонирования, можно пустить на поток производство кибернетических организмов — киборгов. Собственно, дело к этому и идет.
Но подумал ли хоть кто-нибудь о последствиях?
«А вот возьму и схожу к цыганке (вариант: к экстрасенсу), чтобы узнать свое будущее — интересно: что скажет?»
Конечно, приятно, если скажет, что в понедельник супруг(а) первый раз в жизни похвалит, в среду начальство даст премию, а в пятницу вдруг наградят орденом и чином генерала. Менее приятно, если скажет, что во вторник супруг(а) уйдет к другому (другой), в четверг выгонят с работы, а в субботу случится инсульт, так что премия, орден и чин выйдут посмертными. Что умер — полбеды. А вот каково жить, зная, что через неделю умрешь? Это же как смертный приговор!
Вот почему все мировые религии категорически запрещают разные гадания-предсказания. Только пророчества как откровения свыше. «Довлеет дневи злоба его», то есть, живи сегодняшним днем и не пытайся заглянуть в завтрашний. Иначе тебе придется так плохо, что мало не покажется.
Чтобы эта простая истина дошла до самого последнего Фомы Неверующего, древние греки специально придумали трагедию «Царь Эдип». Названному монарху Оракул предсказал: ты убьешь своего отца, женишься на своей матери, а дети твои от этого брака будут прокляты богами и людьми. Ничего себе, узнал-таки свое будущее! Что только ни делал Эдип, чтобы избежать такой участи. Бежал, куда глаза глядят. Но Судьба оказалась сильнее Царя. Все предсказанное сбылось. Теперь представьте себя на месте Эдипа и вообразите, что Оракул предсказал вам… да безразлично что. Хоть смертную казнь, хоть Нобелевскую премию. Вы же с ума сойдете в ожидании того или другого события!
Все еще не поняли, как опасно «заглядывать» в будущее?
Тогда для особо одаренных раскроем «Мастера и Маргариту» М. Булгакова. Как раз на той странице, где злосчастный буфетчик усомнился, будто кому-то известно, когда и как он умрет.
«— Подумаешь, бином Ньютона! — послышался дрянной голос из соседней комнаты. — Умрет он через девять месяцев, в феврале будущего года, от рака печени в клинике Первого МГУ, в четвертой палате…»
Помните, каково пришлось буфетчику от этих слов? Он «стал желт лицом». Но ведь это же чертовщина!
Наверное, каждый русский, кто хоть на микрон отличается от животного, десять раз читал «Мастера и Маргариту». Но вряд ли кому приходило в голову, с каким кошмаром он встречается на страницах этой книги. Ведь Воланд и его свита знали не только о том, что Берлиозу скоро отрежут голову. Они знали в деталях все, что случалось на земле со времени ее создания Господом Богом, а также все, что случится до скончания веков. В том числе все, что произойдет в Москве на протяжении их визита в это захолустье. Они знали близкие и отдаленные последствия каждого своего шага — начиная с появления на Патриарших прудах и кончая Балом у Сатаны, а также отъездом верхами с Воробьевых гор. Вы можете себе представить, что собираетесь с интересом прочитать стихотворение, которое знаете наизусть? Вы сможете выйти на улицу, точно зная, что через минуту сломаете ногу, попадете под машину и вдобавок получите кирпичом по голове?
Да ведь это же черт знает что! Правильно. Черт знает что. А вы, чтобы вести такой же образ жизни, обязаны перестать быть человеком и стать бесом. Ну, скажем, как Кот Бегемот. Но чтобы Бегемот стал человеком — это уж извините. Или — или. Тем не менее, человек так устроен, что его обязательно тянет заглянуть в будущее.
Иногда не обязательно прямиком в будущее. Сложными, окольными путями идет в эту «черную дыру», чтобы исчезнуть в ней. Любопытствует о том, о сем…
Сидят скажем, старейшины племени у костра. Раскуривают Трубку Мира. Словом, тогдашняя Академия пещерных наук. К ним подбегает аспирант тех времен с извечными вопросами: Кто виноват? Что делать? Куда уходят умершие? И так далее.
Ни один академик до сих пор не позволит себе ответить сопляку: да не знаю я ничего! Дураком родился — дураком и помру. Приходится выдумывать первобытную мифологию. Кто виноват? — Ты! Что делать? — Слушаться старших. Умершие уходят вон туда, за гору, в иной мир. И там душа воина с душой копья, гоняется, как и здесь, за душой оленя.
Откуда есть пошли люди? Сначала был Тотем (у каждого племени — свое священное животное), Потом Тотем слепил первых людей. А там пошло-поехало…
Придет ли когда-нибудь конец творящемуся безобразию? А как же?! Сначала будет сильный ветер, потом яркий свет, потом невыносимый жар, потом всемирный потоп и, наконец, сплошная тьма. А потом придет Тотем… Теперь понятно?
Много десятков тысяч лет беседовали, таким образом, тогдашние академики с тогдашними аспирантами, прежде чем родилась религиозная эсхатология (в переводе на русский: «учение о конце света»). Среди многих таких учений наиболее развиты и наиболее известны два — индуистское и христианское.
В индуизме поражает размах. Все мы (все мироздание) — порождение Всеобъемлющего Божества — Брамы (Брахмы). Ну, как паутина у паука. У Брамы — свой день: утро, полдень, пополудни, вечер. Только длится он миллионы лет. Утром Брама свеж и бодр. Поэтому на дворе — критаюга («Золотой Век»), Люди счастливы. Каждый джигит — великан, и у каждого — множество сыновей (на Востоке до сих пор мужское счастье измеряется количеством сыновей, девочки — всего лишь будущие контейнеры для производства этого хулиганья). Ближе к полудню Брама несколько утомляется, и Золотой Век сменяется Серебряным (третаюга). Джигиты мельчают ростом, счастья и сыновей поменьше. Пополудни утомленность Брамы усиливается, и Серебряный Век сменяется Бронзовым (двапараюга). Теперь джигиты — карлики по сравнению с Золотым Веком (но все еще великаны по сравнению с нами), а счастья и сыновей — кот наплакал. Наконец, вечером Брама совсем утомился и хочет спать. Наступает страшный Железный Век (калиюга). Мы как раз доживаем его последние тысячелетия. Джигиты вырождаются на глазах. Каждый, самое большее,— метр с кепкой. Сыновей все чаще всего один, да и тот отвратен. Женщины, вместо того, чтобы рожать сыновей, стараются во всем походить на джигитов (разве не так?). Дети перестают слушаться родителей (разве не так?). Галактики разбегаются (разве не так?)
Словом, все идет к своему концу — к Ночи Брамы, которая продолжается столько же миллионов лет, сколько День, и на протяжении которой Вселенная обращается в Ничто. А затем снова вспыхивает Утро Брамы — и все начинается сначала. И так — вечно.
Короче, не огорчайтесь. Ваш несчастный вчерашний день и счастливый завтрашний были всегда и будут повторяться вечно. Старайтесь лишь вести себя сообразно своей Судьбе (карме) — и тогда в следующей жизни подниметесь на ступень выше. Будете безобразничать — начнете спускаться этаж за этажом в мир вирусов и мхов. Как именно — детально описано в специальном сочинении В. С. Высоцкого.
Мы чересчур популярно изложили суть индуизма только потому, что принадлежим иной церкви. А вообще-то минимум для полутора миллиардов из шести (индуист или буддист — каждый четвертый из землян) все изложенное — Священное Писание. Такое же, как для христиан — Библия, для мусульман — Коран. Так что такой Подход к Будущему надо знать.
И относиться к нему с уважением. Даже если иного вероисповедания.
В христианстве поражает конкретность. Ожидается Второе Пришествие Христа. Когда?
Этого не дано знать никому. Кто говорит, что знает,— лжепророк. Кто утверждает, что уже пришел — Антихрист. Второе Пришествие начнется со Страшного Суда, когда каждому из нас воздастся по грехам нашим. А кончится Тысячелетним Царством Божиим, после чего грешники будут вечно мучаться в аду, а праведники — вечно блаженствовать в раю.
Перед Вторым Пришествием произойдет ряд крупных неприятностей (см. последнюю книгу Библии — Апокалипсис). И, судя по всему, эти неприятности уже начинаются начавшимся вырождением и вымиранием человечества, переходом его в иное качественное состояние, о чем предстоит разговор в третьей части сих воспоминаний. Таким видит будущее эсхатология.
Можно отвлечься от Промысла Божия и попытаться сконструировать будущее самостоятельно. Лучше всего, возможно более Светлое. Которое называется Утопия.
Первым таким энтузиастом, если верить киношникам, был Кот Леопольд. «Ребята! — возгласил он. — Давайте жить дружно!» В надежде, что ребята поймут, как хорошо жить в дружбе и как плохо — во вражде. Однако ребята дружно устроили Первому Утописту такую кислую жизнь, что не позавидуешь. Тем не менее, горький опыт Кота Леопольда ничему не научил людей. Потянулась длинная вереница: Платон, Лао, Кун, Мор, Кампанелла, Сен-Симон, Фурье, Оуэн, Маркс, Энгельс, Ленин, Гитлер, Сталин, Мао, Ким, еще один Ким…
И краткое резюме их деяний: благими намерениями вымощена дорога в ад. Рукотворный ад с сотнями миллионов жертв.
Хотите продолжить такой бред? Это же так просто! Встаньте в позу Кота Леопольда на задние лапки и громко возгласите: «ребята, давайте!» (сам пробовал неоднократно). А дальше уж — как получится. Результат известен заранее при любых вариантах. Уж автору ли сих строк не знать этого, когда он сам полвека ходил в котах-Леопольдах?
Наконец, можно пофилософствовать о будущем. Тогда получится философия истории. Скажем, все идет к худшему в этом худшем из миров. Регресс, одним словом. От Золотого века к Серебряному, Бронзовому, Железному… Где-то, несколькими строками выше, мы, кажется, слышали ту же песню в ином исполнении?
А вдруг наоборот: все к лучшему в этом лучшем из миров? Тогда, конечно, прогресс. Это у нас-то прогресс, когда задаемся вопросом, переживет ли человечество XXI век? Чернобыль — это что: прогресс или регресс?
Тогда, может быть, ни то, ни другое, а циклами: прогресс — регресс — опять прогресс и т. д.? Это очень серьезно. Это надо изучать и знать. Как минимум, почитать сначала, что написано про циклы умными людьми много лет назад (Вико, Н. Д. Кондратьев и др.) Но и этого одного для видения будущего недостаточно.
Три перечисленных подхода — Эсхатология, Утопия, Философия истории — составили предысторию научного предвидения, которая, впрочем, по всем трем направлениям продолжается до сих пор. И не исключает четвертого подхода: размышлений о будущем. Таких, как у Уэллса в его «Предвидениях». В книгах того же рода полувеком раньше, полувеком позже и все реже — до сих пор. Тоже полезно и тоже недостаточно.

И.В. Бестужев-Лада, «Свожу счеты с жизнью», Москва, Алгоритм, 2004 г, стр.533-539

Не нравитсяТак себеНичего особенногоХорошоОтлично (3 голосов, в среднем: 5,00 из 5)
Загрузка...

Оставьте комментарий