Свожу счёты с жизнью: Похвальное слово среднему классу

Нам уже приходилось говорить, что человеческое общество, с какой стороны к нему ни подойди, всегда и всюду, словно некий чертов коктейль в полоску, делится ровно на пять частей (классов, страт — названия самые разные). Главное из таких делений — социально-экономическое.
На самом верху — так называемые «сливки общества», которые точнее было бы назвать «накипью»: высший класс. В благополучных странах он составляет не более одного процента населения, в неблагополучных (угадаете с трех раз, к какому разряду относится Россия) за счет разорения основной массы населения доходит до полутора — двух процентов.
Отличительные черты: многомиллионный, а то и миллиардный счет в банке; вилла или несколько вилл в разных частях света, где живут, а также городская квартира или несколько квартир, где принимают гостей или ночуют перед визитом в разные важные места; яхта или несколько яхт для морских прогулок, бронированный лимузин или несколько лимузинов для передвижения по суше, личный самолет — порой даже авиалайнер — для появления в любой точке земного шара, не прибегая к такой пошлости, как средства общественного транспорта. Более важные отличительные черты: прислуга, чтобы уберечь хозяина от малейших бытовых неудобств; офис с приличным штатом, чтобы уберечь хозяина от постоянно грозящего разорения; охрана, чтобы уберечь хозяина и всех членов его семьи от постоянной опасности покушения на их жизнь или похищения с целью выкупа. Самая важная отличительная черта: постоянный страх за свою жизнь и за свое состояние, что губительно сказывается, как минимум, на психологии а то и на физиологии. Иными словами: невозможность жить нормальной человеческой жизнью.
Попасть в высший класс просто честным трудом невозможно, иначе в нем оказалось бы подавляющее большинство людей. Представляете себе человечество из шести миллиардов березовских-гусинских, среди которых одиноко бродит один-единственный бомж? Ведут туда только три дороги: либо открытый и наглый грабеж в особо крупных масштабах (варианты: удачная биржевая афера в таких же масштабах, любое безнаказанное крупное жульничество-мошенничество-рвачество н т. п.), либо несовершенство налоговой системы, когда с многомиллионных доходов берут не 98% налога, как в Швеции, а 13%, как в России, либо наследство, сколоченное вышеуказанными путями.
Ясно, что такие люди — не опора государству: они неизбежно попытаются подмять всех и все под себя. Ельцин попытался опереться именно на них (точнее, создал их собственными руками). Что ж? Он и члены его семьи попали в их число по всем вышеперечисленным показателям. Ценой развала государства и падения его на самое дно человеческого общества. Вот почему все подлинные государи с древнейших времен до наших дней начинали с рубки голов наиболее упитанных герцогов, бояр и прочих олигархов. В крайнем случае, изгоняли самых наглых за пределы страны и объявляли якобы в федеральный розыск. Хотя чего искать стог сена в иголке?
На другом полюсе, как и следует ожидать, — низший класс, «дно общества», нищие. Туда попадают не только пьяницы и наркоманы. Это может быть тяжелая болезнь, потеря кормильца, ограбление, разорение — тысяча причин. Главная, 1001-я, — наследственность.
Если родился в низшем классе — скорее всего довольно быстро в нем и умрешь. Лишь считанные проценты выбираются из него «наверх». Гораздо легче рухнуть из высшего класса в низший, чем нищему выбиться хотя бы в самые бедные слои среднего класса. В благополучных странах низший класс по численности примерно равен высшему: 1-2% населения.
В неблагополучных, в том числе в России, доходит до трети и более населения. Правда, речь в данном случае идет только об официальной статистике. А ведь есть еще и «теневая экономика». Человек «работает нищим», а под матрасом у него долларов больше, чем в ближайшем отделении банка. Живет вроде бы в полной нищете, а спиртного ежедневно потребляет больше, чем любой Рокфеллер.
Низший класс — это хижина или трущоба, любой теплый угол или (специфика России) пустая комната в «хрущевке», за которую годами не плачено ни копейки. Это — еда из отбросов столовой и лохмотья с помойки. Это — никаких врачей и никакой работы. Страшная жизнь. Излишне добавлять, что полагаться на низший класс как на граждан государства можно с таким же успехом, как и на высший. За стакан водки проголосуют за кого угодно. Выйдут на любую демонстрацию и устроят любой погром.
Единственная опора и гарант стабильности государства — средний класс. Он тоже не однородный. В нем есть и состоятельные семьи, и «середняки», и бедняки.
Вышесредний класс — это комфортабельная квартира в элитном доме, дача, иномарка, возможность покупать продукты в супермаркетах, одеваться в фирменных магазинах и отдыхать не только на лучших отечественных, но и на зарубежных курортах. Его отделяет от высшего класса не только размер счета в банке и не только отсутствие охраны, Тут — целая пропасть в образе и уровне жизни. При всей комфортабельности бытия, они гораздо ближе к бедным слоям, чем к жизни олигарха.
Нижесредний класс — это «малогабаритная» квартирка с комнатами в среднем «на двоих» каждая, а то и просто комната в коммуналке самых плохих домов. Это — питание, как говорится, с картошки на кашу и с хлеба на чай. Это костюм и пальто лет на двадцать-тридцать, чиненые-перечиненые. Как у Ленина в популярных кинофильмах. Это — сугубо и только общественный транспорт (обычно без билета). Курорт — рюкзак за плечами и корзинка для сбора грибов в лесу.
Ну, а собственно средний — это нечто среднее между тем и другим. Средняя зарплата. Обычное жилье в обычном доме. Продукты с оптового рынка. Предметы одежды — с вещевого. Старенькие «Жигули». Садовый домик или возможность отдохнуть в деревне.
Разумеется, мы охарактеризовали все три прослойки среднего класса в российской реальности. В шведской или нигерийской они существенно другие. Но при всей разнице между тремя прослойками и различными странами, их объединяет одно: сознание ценности рабочего места кормильца семьи, сознание ценности экономического благосостояния страны, сознание ценности стабильности государства. Вот почему средний класс во всех трех его ипостасях — опора общества.
В благополучных странах вышесредний и нижесредний классы — считанные проценты населения, всего лишь в несколько раз больше высшего и низшего. Основная масса населения — до 90 процентов и более! — это собственно средний класс. В неблагополучных странах вышесредний тоже составляет считанные проценты (в России например, вместе с высшим, не превышает «верхних» десяти процентов населения. Зато — значительное большинство (в России — примерно половина населения, без учета доходов «теневой экономики») обретается в нижесреднем. Собственно средний! класс в России — опять-таки считанные проценты узкой прослойки между состоятельными и бедными семьями.
Как сделать эту жиденькую прослойку подавляющим большинством населения и начать постепенно подтягиваться всем хотя бы к существующему уровню жизни «вышесредних»? Рецепт давно известен и предусматривает четыре «лекарства».
Кто составляет средний класс? Средние и мелкие предприниматели, а также специалисты высокого класса (не обязательно с вузовским дипломом) на службе у них, у крупных предпринимателей из высшего класса и у государства. Значит, надо всего-навсего создать оптимальные условия работы для этих тружеников. Ну, о наемных работниках — разговор особый! Условия их труда целиком зависят только от состояния экономики в целом и от стабильности государства. А вот для предпринимателей требуются четыре обязательных дополнительных условия.
Во-первых, предприниматель не должен заботиться о снабжении своего предприятия всем необходимым для полноценной работы. Это — дело специальных фирм — поставщиков. Желательно частных, потому что чиновники утопят все во взятках и рутине Но желательно под эгидой государства, потому что иначе фирмы-поставщики будут отданы на произвол уголовного и чиновного рэкета.
Во-вторых, предприниматель не должен заботиться о сбыте своей продукции. Это дело еще одной группы специализированных частных фирм под эгидой государства.
В-третьих, предприниматель должен быть надежно гарантирован от уголовного рэкета. Для этого необходима сеть страховых охранных фирм, которым каждый рэкетир — в убыток. Поэтому как только они развернут свою работу, ни одного рэкетира не останется. По крайней мере, в живых.
Наконец, в-четвертых, предприниматель должен быть надежно гарантирован от чиновного рэкета. Для этого необходима сеть юридических фирм, способных содействовать созданию рентабельного предприятия и защите его от любых видов вымогательства.
Только и всего. Видите, как все просто и хорошо? Сложно и плохо лишь одно: существуют слишком сильные силы, заинтересованные в том, чтобы российский предприниматель метался в поисках сырья, мыкался со сбытом, сдавался на милость уголовного и чиновного рэкетира.
Сумеет ли наше государство пересилить эти силы? Вот в чем вопрос.

И.В. Бестужев-Лада, «Свожу счеты с жизнью», Москва, Алгоритм, 2004 г стр.85-87

Не нравитсяТак себеНичего особенногоХорошоОтлично (Еще никто не голосовал)
Загрузка...

Оставьте комментарий