Чтобы помнили
Докторова Вера Викторовна, учитель русского языка и литературы, г. Тула
В Толковом словаре Владимира Даля слову «чудо» дано такое определение: «Чудо — это всякое явленье, кое мы не умеем объяснить по известным нам законам природы. Богу все чудеса доступны. Христос являл чудеса, исцелял чудесами». Общепризнанными и узаконенными считаются семь чудес света: Пирамида Хеопса, Висячие сады Семирамиды, Храм Артемиды Эфесской, Статуя Зевса в Олимпии, Александрийский маяк, Колосс Родосский, Мавзолей в Галикарнасе. Если бы этот список третейские судьи и вершители истории увеличили до восьми, то, без сомнения, новым чудом стал бы Главный Храм Вооружённых Сил Российской Федерации – уникальное архитектурное сооружение, равного которому в мире ещё не было и вряд ли будет.
Во-первых, возведён Собор в немыслимо короткий срок: камень, доставленный с Валаамского святого подворья, был заложен в основание будущей постройки в присутствии патриарха и первых лиц государства 19 сентября 2018 года, а уже 14 июня 2020 года Главный Храм был освящён патриархом Кириллом. Во-вторых, тщательно продуманная и выверенная символика храма, запечатлённая чуть ли не в каждой архитектурной детали его внешнего и внутреннего убранства. В-третьих, божественная гармония и красота («ни в сказке сказать, ни пером описать»), поражающая воображение каждого, переступившего порог Собора. Ну, а самое главное, идея, та национальная идея, над поисками которой бьются уже не один десяток лет лучшие умы нынешних политиков, идеологов, историков, а «воз и ныне там». Идея единения русского народа, охваченного в тяжёлую годину испытаний небывалым порывом патриотизма, имеющего собой целью спасение родины в общей победе над врагом, будь то Батый, Наполеон или Гитлер. Ведь ещё в середине XIX века наш земляк Лев Николаевич Толстой в романе «Война и мир» дал ответ на главные, казавшиеся неразрешимыми вопросы эпохи: что будет с Россией? какой путь она выберет для своего дальнейшего развития?
По мнению писателя-классика», стирание всех социальных граней, чувство общности, братства, совпадение дум и интересов разных классов и сословий, подчинённых единой цели — изгнанию неприятеля с русской земли, возродят веру в величие и силу страны, которую ни «умом не понять», ни «аршином общим не измерить». Не случайно свидетель бегства наполеоновской армии, установленный у стен Собора, — верстовой столб-указатель со старой Смоленской дороги символически связывает две Отечественные войны, две Победы…
Возведённый на народные пожертвования (более трёх миллиардов рублей) в год Юбилея Победы Патриарший Собор в честь Воскресения Христова призван увековечить память о воинах – защитниках Отечества, «на поле брани убиенных»:
Что гибель нам? Мы даже смерти выше.
В могилах мы построились в отряд
И ждем приказа нового. И пусть
Не думают, что мертвые не слышат,
Когда о них потомки говорят
Традиции строить Храмы в честь ратных побед в войнах и сражениях восходят ещё к IX веку. Главным воинским Храмом считался посвящённый победе в Отечественной войне 1812 года Храм Христа Спасителя (1860г., архитектор – К.Тон). После Крымской войны в память о защитниках Севастополя строится Владимирский Собор (1888г., архитекторы – К.Тон, А.Авдеев). И только в XXI веке связующая нить священных миссий вновь обретает действенную и первостепенную значимость.
Самые высокие храмы в России — Храм Христа Спасителя в Москве (105 м) и Исаакиевский Собор в Петербурге (101,5 м). Третьим по величине стал Главный Храм Вооружённых сил: высота его вместе с крестом – 96 метров. И это не случайно: в 960-м году родился Святой Равноапостольный Великий князь Владимир, в честь которого освящён Нижний Храм. Начало последовательной расшифровке символического смысла цифровых значений, пронизывающих архитектурные пропорции и детали грандиозного сооружения, положено. Что могут означать 435 свай длиной 15 метров, вбитых в основание Храма? Сумма первого числа (4 +3+5) равна 12-ти: столько апостолов Иисуса Христа упоминается в Священном писании. А число 15 связано с победным знаменем 150-й стрелковой дивизии, водружённым над Рейхстагом 30 апреля 1945 года.
Наружный фасад Собора изготовлен из жёлто-зелёной меди и декорирован тёмными натуральными камнями, резными орнаментами. В подчёркнуто суровом аскетизме, строгих симметричных формах внешнего облика Храма словно отражается образ воина богатырского сложения в полном боевом снаряжении. 80-тонный главный купол Храма спроектирован в виде шлема Святого Благоверного князя Александра Невского. Нас, туляков, не может не радовать такое решение, ведь здание Музея Оружия — визитной карточки нашего города – также представляет собой шлем русского воина, доблестного защитника Отечества.
И опять возвращаемся к символике, ассоциирующейся с событиями – провозвестниками торжества и победы Советской Армии. 22,43 метра – диаметр главного купола, с восемью окошками в простенках — 8 мая 1945 года в 22 часа 43 минуты был подписан Акт о безоговорочной капитуляции Германии. 19,45 метров – диаметр барабана, на котором стоит главный купол — в 1945 году закончилась Великая Отечественная война. Высота колокольни – 75 метров — возведённый Храм посвящён 75-летию Победы.
И опять возвращаемся к символике, ассоциирующейся с событиями – провозвестниками торжества и победы Советской Армии. 22,43 метра – диаметр главного купола, с восемью окошками в простенках — 8 мая 1945 года в 22 часа 43 минуты был подписан Акт о безоговорочной капитуляции Германии. 19,45 метров – диаметр барабана, на котором стоит главный купол — в 1945 году закончилась Великая Отечественная война. Высота колокольни – 75 метров — возведённый Храм посвящён 75-летию Победы.
18 колоколов, весом 22 тонны 300 килограммов, отлитые на Воронежском заводе, оглашают округу неповторимым звоном, а пуще всех старается 10-тонный «Благовест». Барельефы с десятью историческими сюжетами, выполненные по проекту народного художника России Салавата Щербакова, опоясывают периметр наружных стен. Студия военных художников М.Б. Грекова украсила фасад пятиметровыми бронзовыми барельефами Александра Пересвета и Андрея Осляби. В простенках между окнами верхнего Храма расположились скульптурные фигуры Благоверных князей Дмитрия Донского и Александра Невского, Равноапостольного Великого князя Владимира, Преподобного Илии Муромца и других русских воинов. А над первым ярусом колоколов возвышаются Спас Нерукотворный, Архистратиг Михаил, Святой мученик Георгий Победоносец, изготовленные скульптором Даши Намдаковым, чьи работы отличаются неординарностью и элементами авангардизма. Впечатляют его шестиметровые барельефы с изображением Великой Равноапостольной княгини Ольги и Святого князя Владимира. Мастер потрудился и над оформлением главного входа в соборную колокольню. На восточной апсиде Собора установлена необычная икона-складень Воскресения Христова, в честь которого и был освящён храм. Когда утром восходит солнце и лучи его падают на изображение, изысканное по силе воздействия на всё живое сияние озаряет окружающее пространство, от которого, кажется, плавится металлическое покрытие складеня, оформленное позолотой, эмалями и полудрагоценными камнями. Икону во всём её великолепии — с отворёнными створками — можно увидеть лишь в выходные дни и в православные праздники. Мне посчастливилось с группой туляков в юбилейный год побывать в этом священном для каждого россиянина месте. Наш визит пришёлся на воскресение, и мы стали свидетелями уникального шедевра Д. Намдакова.
Величественны Северные и Южные врата Собора. Северные врата посвящены началу войны, на них изображены Александр Невский и Дмитрий Донской с сонмом православных воинов и цитатой Митрополита Московского и Коломенского Сергия из его обращения к прихожанам 22 июня 1941 года: « Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она и испытания несла, и утешалась его успехами. Не оставит она народа своего и теперь. Благословляет она небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг. Если кому, то именно нам нужно помнить заповедь Христову: «Больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя». Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины».
Южные врата – врата Победы, на которых изображены Архангелы с воткнутыми мечами — ручками в виде фашистского орла. На клеймах врат запечатлены сцены Великой Отечественной войны: битва за Сталинград, оборона Севастополя, подвиг 28-ми панфиловцев, оборона Москвы и другие знаменательные события. На порталах врат размещены 36 памятных медалей.
Двухъярусный собор построен в русско-византийском стиле храмостроения с синтезом современных видов искусства: мозаики, скульптуры, керамики, витражной иконописи и другой техники. Нижний храм освящён в честь Равноапостольного Святого Великого князя Владимира. Волшебная палитра мозаичных панно на стенах и сводах Храма завораживает каждого, кто переступает порог Собора. И неудивительно. При создании архитектурного внутреннего убранства были использованы старинные технологии гжельской росписи, сделанных вручную мозаик из стеклянной смальты. Покрытые перламутром и сусальным золотом, феерически переливающиеся от падающего на них небесно-лазурного света роскошного паникадило и светильников, художественные мозаичные панно, словно на машине времени, переносят присутствующих в те далёкие времена зарождения христианства на Руси, когда в 988 году князь Владимир принял крещение в Херсонесе, а затем обратил в православную веру и киевлян, совершив обряд крещения их в водах Днепра. А предваряют эти сюжеты мозаичные изображения сцен из жития Иисуса, Девы Марии, Апостолов и Святых. И, конечно же, сцена крещения Иисуса Христа Иоанном Предтечей в Иордане, когда ниспустился на Спасителя голубь – Дух Божий.
Площадь мозаичных панно в нижнем Храме свыше 2000 квадратных метров. Под стать блистательному убранству стен и сводов полы, выполненные из мрамора, нефрита и оникса с латунными вставками, с орнаментом, характерным для флорентийской мозаики.
Словно створки шкатулки с драгоценными каменьями распахнулись перед присутствующими, чтобы ослепить их красотой неземной, божественной.
Иконы, расположенные на столпах и в иконостасе, выполнены из керамики, изразцы которой обжигались мастерами более двенадцати раз в специальных печах при температуре 300 градусов по Цельсию.
Отдельное помещение отведено купелям для крещения (взрослой и детской), впервые в мире изготовленным из фарфора. Выполненная по ранним христианским образцам, предусматривающим одновременный вход в неё священника и крёстного родителя, купель – символическое изображение Иордана, и праведный свет звёзд, струящийся с неба-потолка, придаёт этому самому главному в жизни человека обряду таинственность и торжественность.
Поднимаемся на второй ярус Храма по массивным чугунным ступеням, угрюмостью неприветливой дышащим, не пропитанным ни святостью трепетной древних Храмов, ни вековой культурой и героикой прошлого исторических дворцов и музеев. Шесть тонн чугуна и пятьсот килограммов переплавленного трофейного оружия Вермахта — хранившихся на складах пистолетов, пулемётов, боеприпасов, отдельных элементов артиллерийского и бронетанкового вооружения ушло на изготовление ступеней, и всяк входящий в Храм отныне будет попирать ногами всё вражеское и непристойное, в какую бы форму оно не облекалось. И в этом тоже заложен глубокий символический смысл.
Верхний Храм имеет пять приделов. Встречает присутствующих одиннадцатиметровая фигура Христа Воскресшего, выполненная из меди и сусального золота. На иссиня-тёмном небе парит в воздухе Иисус, держа в одной руке запечатанный свиток с тайнами жизни и смерти, другой рукой благословляя пришедших к нему. Небесная сфера свисает над ним, будто полог военной палатки. И здесь даже неискушённый зритель почувствует руку и стиль Даши Намдакова, настолько ярко и необычно художественное решение главного евангельского сюжета. Верхний храм изобилует мозаичными полотнами со сценами из Священного писания и истории отечественных Вооружённых Сил. Общая площадь мозаики в интерьере верхнего Храма — 2644 квадратных метра в честь 2644 — х полных кавалеров ордена Славы.
Четыре придела посвящены святым покровителям видов и родов войск: пророк Илия – небесный покровитель Воздушно-космических сил и Воздушно-десантных войск, князь Александр Невский – Сухопутных войск, Великомученица Варвара – Ракетных войск стратегического назначения и, наконец, Апостол Андрей Первозванный — покровитель Военно-Морского Флота.
Ярославские мастера работали над иконостасом из 48-ми икон, – по числу месяцев боевых действий в Великой Отечественной и Советско-Японской войнах. Иконы и иконостас выполнены из меди с эмалью, как и походные воинские иконы. Работа требовала особого мастерства и кропотливости: созданные на компьютере модели прорисовывали карандашом на картоне, а затем лики переносили на медные пластины. Преобладающий цвет красок зелёный, что соответствует общей концепции внутренней отделки Храма, строгой и лаконичной. 431 драгоценный и полудрагоценный камень использовали при оформлении иконостаса – 431 стрелковая дивизия была на счету Красной армии к окончанию войны.
Есть в Храме иконы, особо почитаемые в православном мире. «Господь Вседержитель» написан в начале XIX века в Ярославле; на ней представленный во весь рост Иисус Христос благословляет молящихся людей. «Тихвинская икона Божией матери» начала XIX века известна со времён нашествия шведов в 1613 году и во время Отечественной войны 1812 года. Роскошное убранство: золотые звёзды, жемчуг, цветные каменья — придаёт образу торжественный, праздничный вид. Три других иконы повествуют о подвигах воинов-святых, пронзающих копьём поверженного врага: «Архангел Михаил, попирающий диавола», «Чудо Георгия о змии», «Чудо Димитрия Солунского о царе Калояне». На иконе «Архистратиг Михаил, грозных сил воевода» святой воин изображён скачущим на огненном крылатом коне, и такой образ Михаила восходит к временам правления Иоанна Грозного.
Главная икона Храма – «Спас Нерукотворный» — изготовлена на средства президента РФ В.В. Путина. Трудно поверить, но лафет чугунной пушки 1710 года (времён ПетраI), поднятой со дна Невы, сохранился, и икона написана на деревянных досках лафета, скреплённых с тыльной стороны цевьём винтовки Токарева 1940 года. «Спас Нерукотворный» с давних времён являлся покровителем русского воинства, и образ «Спаса» неизменно присутствовал на знамёнах, над вратами крепостей, на нательных иконках воинов. Создатель иконы художник Михаил Леонтьев использовал при работе над ней старинные технологии, такие как яичная темпера, сусальное золото, драгоценные камни и др. На внутренней створке киота изображён архангел Михаил, пронзающий копьём дракона. Лик на иконе окружают образы Божией Матери Казанской, Владимирской, Смоленской и Тихвинской на фоне знаковых исторических событий в истории России. Для иконы был изготовлен бронзовый складень, подчёркивающий величие «Спаса» и незыблемость христианских постулатов. Общий вес иконы со складнем – 100 килограммов. Освящение иконы состоялось 28 апреля 2019 года. Прежде чем занять отведённое ей место в Соборе, икона «Спас Нерукотворный» преодолела 57 тысяч километров, побывав в 45 городах, Храмах, воинских частях.
Ещё один «Спас Нерукотворный» расположен в главном куполе храма. Самая большая в мире мозаика диаметром 16,5 метров, площадью 300 квадратных метров выполнена из смальты – множества разноцветных стеклянных кубиков, скрепленных между собой сусальным золотом. Нимб и окружающее его пространство покрыто золотой смальтой.
Кажется, «сто тысяч солнц» сияют в небесном пространстве Храма, и посетители невольно щурятся от ослепительной воздушной феерии.
На мозаичном панно, созданном в мастерской народного художника России Василия Нестеренко, одно из самых древних канонических изображений Христа, восходящее к Новгородской иконе — воинской хоругви XII века. В главном месте барабана можно увидеть ветхозаветную Троицу, на сводах Храма на 1418-ти квадратных метрах (столько дней и ночей продолжалась Великая Отечественная война) раскинулись сорок витражей с изображением воинских наград: царских, советских, российских; а для главного ордена Победы при помощи стеклянной крошки воссоздан эффект голубого неба над Кремлём. Это работа преподавателей и студентов под руководством академика Сергея Андрияки.
Художник Виталий Шанов в творческих муках «выстрадал» для Храма Голгофу – заупокойный канон. Скульптурное изображение Христа с элементами витража никого не сможет оставить равнодушным.
Главный Храм Вооружённых Сил РФ возведён к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, что красноречиво передаёт кропотливо продуманная сим – волика Храма. Но времён связующая нить никоим образом не должна прерываться, и война, и победа эта – продолжение исторической миссии, выпавшей на долю нашего народа с далёкой древности. Летопись самых знаковых воинских событий, в том числе и современных, военных конфликтов в Афганистане, Грузии, Сирии, Крыму, отражена на художественных мозаичных панно. Ни в одном музее мы не прочувствовали бы так ясно и осязаемо, что за всеми нашими триумфальными сражениями и победами стоят не только доблестные воины: незримые помощники и покровители воюют бок о бок с солдатами в степях, на полях, в окопах, даруя им силы, вдохновляя духовно. Александр Невский, Дмитрий Донской, Фёдор Ушаков, Сергий Радонежский, Серафим Саровский – всем им отведена на мозаиках верхняя ниша, они будто огромные птицы крылом своим прикрывают земных воинов, и ангелы поспешают им в этом.
Вот Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского перед Куликовской битвой, и воины держат икону Божией Матери. А теперь ангелы держат Владимирскую икону Божией Матери, спасшую Русь от нашествия Тамерлана. Дальше держат Казанскую икону Божией Матери, спасшую Отечество в Смутное время. Смоленская икона Божией Матери остановит доселе непобедимого Наполеона. Тихвинская икона Божией Матери помогает в 1941 году в битве под Москвой. На одном из панно изображён облёт Москвы с этой святыней. Икона Божией Матери Каплуновская не оставляет без помощи воинов в эпоху Северных войн. Патриарх Кирилл подарил Храму икону Каплуновской Божией матери. Она находится в верхнем ярусе собора по левую сторону от алтаря, рядом с иконой «Спас Нерукотворный», подаренной Храму В.Путиным. Икона «Умиление» сопровождает русских солдат в Крымской войне. Чудесное явление иконы случилось во время Цусимского сражения – назвали её Порт-Артурской. Явление Богородицы на Курской Дуге 12.07 1943 года перед битвой на Прохоровском поле, явление Богородицы в Сталинграде 11.11.1942 года…
На одной из трёх мозаик в притворе Храма отражён сюжет передачи Красной Армии танковой колонны «Дмитрий Донской», на другой — явление Богородицы в августе месяце в Первой мировой войне.
На западной стороне Храма возвышается тридцатиметровая фигура Августовской Божией Матери, созданная народным художником России Василием Нестеренко. С младенцем в левой руке, в красном одеянии, Богородица резко откинула правую руку с указующим перстом, как на известном плакате «Родина-мать зовёт!». Весь облик её, суровый и неприступный, — олицетворение ненависти к фашистам и призыву к защите Отечества.
Главный Храм, по словам патриарха Кирилла, «призван не только увековечить память павших героев, но и стать зримым символом силы и духа российского воинства, его самоотверженного служения народу и Отечеству».
По периметру Храма полукругом расположился уникальный музейный комплекс «Дорога Памяти». 1418 шагов нужно пройти, чтобы увидеть, услышать, понять и прочувствовать, как это было Там, на войне…
34 галереи и 35 залов (из них 27 иммерсионные, с эффектом погружения зрителей в происходящее) подробно и обстоятельно рассказывают о каждом прожитом дне войны, и оживают истории в кинохронике, звуках, документах, артефактах…
21 июня 1941 года. Ленинград. Звонкий детский смех нарушается трелями птиц, безмятежно парящих в синеве мирного неба. Старшеклассники получают аттестаты зрелости, строят планы на будущее, мечтают. Ты радуешься за них, молодых, дерзких, целеустремлённых, но идёшь дальше, отодвигаешь плотную драповую ширму и… попадаешь в самый эпицентр взрывов снарядов, рёва самолётов, воя сирен. Первый день войны… А далее, следуя из зала в зал, становишься свидетелем самых главных, самых трагических, самых незабываемых, самых торжественных фрагментов Великой Отечественной. Героическая оборона Брестской крепости. Военный парад на Красной площади 7 ноября 1941 года в ходе битвы за Москву, продемонстрировавший решимость отстоять столицу нашей Родины и разгромить врага. Бои в Сталинграде – за каждый дом, за каждую улицу в 1942 году, и, конечно, знаменитый непокорённый Дом Павлова. Миномётный цех на оборонном заводе №4 города Красноярска в июне 1942 года. Концерт «Седьмой симфонии» Шостаковича в осаждённом Ленинграде в августе 1942 года. Сражение на Курской дуге в июле-августе 1943 года. Освобождение Гатчины 26 января 1944 года в ходе операции по снятию блокады Ленинграда. Освобождение Севастополя и поднятие военно-морского флага в мае 1944 года. Дети, освобождённые из концлагеря Освенцим в январе 1945 года. Водружение знамени бойцами 150-й стрелковой Идрицко-Берлинской, ордена Кутузова 2-й степени дивизии на здание Рейхстага в мае 1945 года в Берлине. Это лишь малая часть исторической хронологии 1418-ти дней.
В залах «Дороги Памяти» представлены исторические экспонаты времён Великой Отечественной войны: фотографии, письма, документы, газеты, награды, ордена, личные вещи красноармейцев, оружие военного времени. Имеются и уникальные экспонаты: костюм и фуражка Адольфа Гитлера, китель и головной убор Иосифа Сталина.
Особенность музейного комплекса не только в его исторически-достоверной, насыщенной и представленной самыми современными технологиями экспозиции, развёрнутой по левой стороне галерейного пространства. По правой стороне — невиданное доселе ни в одном музее мира потрясающее зрелище: огромное панно, составленное из более чем 30-ть миллионов фотографий участников войны, погибших, пропавших без вести, прошедших круги ада в концлагерях, вернувшихся с победой. Живая «Река Времени», без конца и края, движется, опоясывая залы музейного комплекса, и глаза Героев войны смотрят на нас, сегодняшних, серьёзно и задумчиво, а мы, вглядываясь пристально в их портреты, выискиваем такие знакомые до боли родные лица, ведь «нет на свете семьи такой, где б не памятен был свой герой». Рядом с «Рекой» расположены сенсорные экраны, позволяющие посетителям найти родных и близких в огромной базе данных Минобороны. Я смогла найти семь своих родственников, информацию о которых разместила на сайте «Память народа» ещё в феврале месяце. Ценно, что архивные документы медленно, но рассекречивают, и новые факты о боевом пути солдат, о ранениях, наградах, времени, месте, причине их гибели добавляются к уже известным данным. И окончательная точка у этой истории не поставлена: вписать имена родных в «Реку Времени» не будет поздно никогда…
Нет аналогов в мире музею «Дорога памяти», как нет в мире и страны, которая понесла бы в Великую Отечественную войну такие страшные потери, как наша. Вдоль «Дороги» размещены около 15-ти тысяч гильз с частицами земли, взятой с могил советских солдат из более чем сорока стран мира, с пятнадцати тысяч захоронений на территории России. Именно память о том, какой ценой была завоёвана победа, память о героизме и жертвенности советских солдат должна передаваться из поколения в поколение, чтобы не допустить приобретающих в последнее время массовый характер попыток фальсифицировать историю, принизить роль нашей Победы в войне и даже объявить Советскую армию не освободителем, а агрессором по отношению к другим странам. Музейный комплекс и галерея призваны дать отпор поборникам лживых измышлений не только документально подкреплённой информацией, но и современными, экспрессивными формами донесения её до зрителей: специальными голограммами, интерактивными стенами, мультимедийными проекциями. Пока ещё живы ветераны Великой Отечественной войны и сохранены подлинные документы, историю нельзя повернуть вспять. А пока жива Память, любые проявления нацизма будут пресечены.
На востоке храмового комплекса возведена скульптурная композиция «Матерям Победителей». 75 ступеней ведут к девятиметровой фигуре женщины, укрывающей полами балдахина горящую свечу. Скульптор Д. Намдаков посвятил этот памятник матерям, потерявшим на войне своих сыновей. Ладонями закрыла мать лицо от окружающих, может быть, сдерживая из-за всех сил рыдания, готовые вот-вот вырваться наружу и пронзить неутолённой вечной болью души людей, проделавших сегодня путь в 1418 шагов, сумевших прикоснуться пусть самой малой толикой к тем суровым, беспощадным дням войны, будто воочию увидеть восставших из пепла своих родных, не вернувшихся с полей сражения, но обретших вечную память в непрерывно движущейся «Реке Времени».
И священный огонь этой памяти, завещанный «героями былых времён», разгорается в сердцах людей всё сильнее и сильнее. И строки знаменитого «Реквиема» Р. Рождественского обретают в этот момент потрясающе-осознанный, ёмкий смысл, который так стремился донести автор до современников:
Вспомним всех поименно, горем вспомним своим…
Это нужно — не мертвым! Это надо — живым!
Докторова В., 2020 г. Город Тула. Фотографии представлены автором.