Школьный казус

Мы все учились понемногу…
А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

Хорошо помню Евгения Степановича Сивцова, учителя математики, моего односельчанина из Старого Киркина, жившего с семьей по соседству с семьей моих родителей.
Всю свою сознательную жизнь он отдал школе, обучая нас, его бывших учеников, математике, алгебре, геометрии, тригонометрии в Чапаевской средней школе в селе Грязное.
В любую погоду мы, ученики, и он шагали туда и обратно, ежедневно проделывая десятикилометровое расстояние. В дороге он рассказывал нам разные истории, с ним происходившие за долгие годы жизни, покуривая табак из самокрутки, то бишь, — «козьей ножки». Примечательно: тяга к куреву не помешала Евгению Степановичу дожить почти до девяноста лет. Бог наделил его общительным характером, недюжинной способностью и любовью к математике. Знал он ее в совершенстве и старался, чтобы ее премудрости постигали и мы…
Общеизвестно: каждый учитель стремится к тому, чтобы его предмет хорошо знали все. Однако универсальных знатоков, уникальных личностей, как-то: Леонардо да Винчи, М.В. Ломоносова и других можно пересчитать по пальцам. Правильно отверждение: каждому свое.
Одним по душе математика, другим удается литература, третьим любима физика, четвертым интересна химия, или какая-либо другая наука
Я, например, как и А.С. Пушкин, не любил математику, как ни старался обучать Евгений Степанович. Меня влекли к себе родной русский язык и литература
Поэтому всякий раз, когда он приходил на свои уроки, я испытывал боязнь, тревогу, неуверенность.
… Его рука медленно двигалась по алфавитному списку учащихся в журнале и, когда она опускалась ниже середины, где стояла моя фамилия — в груди вспыхивала радость: сегодня не вызовет…
Однажды — это было уже в 10-м классе, незадолго до призыва в армию в 1943 году — Евгений Степанович, придя в класс, стал вызывать учеников к доске решить задачу по тригонометрии, аналогичную решенной прежде, но никто из вызванных с заданием так и не справился.
Тогда раздосадованный учитель, обратясь к лучшему математику Николаю Львову, сидевшему на первой парте и ничего не боявшегося, поднял вверх правую руку и махнул ею отрешенно в сторону класса со словами:
— Ну, Львов, теперь иди ты: от них толку не дождешься.
Николай — он жил в д. Осовец — не подвел учителя: подошел к доске
и быстро решил задачу. Евгений Степанович улыбнулся и сказал:
— Молодец. На тебя — вся моя надежда. Садись. Пять.
Лицо Николая от похвалы стало малиновым, и он, смущенный, как красная девица, сел на свое место на парте.
… С той давней поры минуло более полвека, а точнее — 63 года. Много выветрилось из цепкой памяти, но этот казус с задачей по тригонометрии и образ Евгения Степановича Сивцова, как будто сейчас передо мной…

Константин Иванович Марков, 24.04.2006

Не нравитсяТак себеНичего особенногоХорошоОтлично (7 голосов, в среднем: 4,43 из 5)
Загрузка...

Оставьте комментарий